В течение своей карьеры мне не раз приходилось общаться с представителями Русской Православной Церкви (РПЦ) в различных эфирах. Это стало возможным благодаря тому, что человечество изобрело радио и телевидение – чтобы заслушивать мнения тех, кто не раз подавлял ученых и мыслителей на протяжении веков. Каждый раз этот опыт оставлял довольно неприятный осадок. Ведущие, стремясь удержать свои должности, с придыханием и заискиванием выспрашивают «высокие» мнения, тогда как другие гости, среди которых иногда встречаются достойные интеллектуалы, обязаны сохранять молчание и пиетет.
На днях в эфире программы «Честный понедельник» на НТВ я защищал творчество Владимира Набокова, в частности «Лолиту», от нападок протоиерея Чаплина. Ранее мне довелось провести два часа, выслушивая бред от еще одного «отца», который в прошлом был байкером. Неоднократно я оказывался в эфире телеканала «Столица» вместе с довольно эксцентричным священником, который предлагал мне после программы довезти до дома или «куда решим». Однако ни один из них не нападал на меня с кулаками.
5 ноября 2011 года, когда вся страна праздновала «День народного единства» и готовилась отметить Курбан-Байрам, я был приглашен в прямой эфир на радио «Комсомольская правда» в передачу Елены Ханги, названную «В поисках истины». Мы обсуждали, по каким вопросам церковь должна высказывать свое мнение. В качестве второго «эксперта» был приглашен протодиакон Андрей Кураев. Надо признать, что меня не предупредили о том, с кем я буду общаться, и я не нашел времени ознакомиться с его биографией, что обернулось в дальнейшем значительными осложнениями.
Уже после того, как Кураев неожиданно напал на меня с оскорблениями, я узнал, что он считается нормой оскорблять всех подряд, в прошлом выпускал газету «Атеист» и закончил кафедру Истории и теории научного атеизма на философском факультете МГУ. Его отец также был секретарем главного идеолога КПСС. Кроме того, Кураев – автор книги «Как делают антисемитом». Я не знал и о том, что в августе этого года «Межвузовская ассоциация молодых историков-филологов» уже просила Патриарха Кирилла провести церковный суд над ним за многочисленные еретические высказывания.
Эфир начался с того, что Кураев оскорбил Британию и королеву, назвав её «несчастной женщиной, которая обязана менять вероисповедание в зависимости от места ночевки». На заданный вопрос о том, почему церковь отвлекается на «Лолиту», в то время как в обществе существует множество актуальных проблем, священник ответил, что «церковь должна оставаться церковью». Я пытался уточнить: не означает ли это, что церковь слишком близка к государству? В ответ на это Кураев стал оскорблять обеих ведущих и особенно меня, назвав меня «шизофреником», «двоечником» и «подонком».
На подходах к студии я почувствовал невыносимую вонь, но ошибся, подумав, что это неисправность канализации. Источник этой вони оказался в самом протодиаконе. В течение 25 минут я и ведущие терпели это. Кураев, в свою очередь, позволил себе сказать: «вы воняете на весь эфир про патриархию». Я не выдержал и ответил: «воняете вы – вы же не моетесь». Это привело его в ярость, и он, нарушив все заповеди, стал хулиганить: с помощью микрофона он попытался напасть на меня. Убежать за дверь он успел, выкрикивая оскорбления с этого безопасного расстояния.
После этого Кураев отказался возвращаться в эфир, утверждая, что либо он, либо я. Однако, после короткой беседы с ведущими он согласился вернуться, нарушив свои условия. Эфир продолжился, и в результате слушатели признали, что священники их достали, подчеркивая, что РПЦ можно сравнить с РАО ЕЭС. Из разговора с Кураевым стало понятно, что его идеалом поведения священника является Иван Охлобыстин. Если этот человек не клоун, то я готов принять на себя образ «клоуна» в понимании Кураева.
Кураев утверждал, что Евангелие не осуждает римских оккупантов, и, следовательно, церковь не должна высказываться против властей. Он также поддержал строительство типовых церквей и наделил святые заповеди эпитетом «банальность». Однако важно отметить, что в Евангелии нет ни слова о РПЦ и кортежах Патриарха. Возможно, их просто не запланировали боги.
Знакомые интересовались, почему я не ответил Кураеву физически. Имею ответ: я не дерусь с теми, кто прикрывается рясой. И теперь я понимаю, почему церковь выступает против абортов: многие ее представители выглядят так, будто берут на себя решения, которые могут быть связаны с состоянием здоровья.
Нельзя не отметить и сам эпитет «подонок». Во время ожидания эфира Кураев без зазрения совести пел об отношениях Патриархии и, в общем, открыто насмехался над ней. На прямом эфире он открестился от своего коллеги, когда речь зашла о «Лолите».
Как назвать человека, который начинает драку, прикрываясь рясой? Это вопрос, который остается открытым, ведь в глазах Кураева священник должен, прежде всего, сохранять свой статус, а не вести себя как подонок.
