В последние пять лет в России наблюдается рост движения, которое можно охарактеризовать как «ненавидящие себя православные». Это явление аналогично группе, известной как «ненавидящие себя евреи», где индивиды по происхождению отрицают свою идентичность. Говоря о «ненавидящих себя православных», речь идет не о тех, кто формально причисляет себя к православию, но не посещает храмы и не принимает участие в обрядах. Здесь имеется в виду группа, которая действительно активно участвует в церковной жизни: посещает богослужения, читает Евангелие и соответствует всем критериям воцерковленности.
Несмотря на то что эти люди составляют ничтожное меньшинство среди верующих, они представляют собой условный средний класс с высоким уровнем социальной активности. Ненавидящие себя православные поднимают важные вопросы, касающиеся финансовой отчетности, избрания архиереев и, в общем, состояния дел в церкви. Дьякон А. Кураев выразил основную мысль этого движения, заметив, что Русская Православная Церковь (РПЦ) слишком быстро преобразилась из гонимой церкви в мощную корпорацию, которая может преследовать и объявлять вне закона кого угодно.
После панк-молебна в августе 2012 года все чаще звучало: «Стыдно быть православным». В социальных сетях появились паблики, такие как «Веселый пономарь», «Оскорбленный верующий» и «Типичный теолог», которые критически анализируют церковную систему, используя иронию и знания канонов. Претензии ненавидящих себя православных к тем, кто искажает православное учение, не приводят к расколу; они продолжают оставаться внутри церкви и участвовать в тех же обрядах.
Внутри РПЦ начали формироваться автономные сообщества, которые отрицают легитимность патриарха Кирилла после его встречи с Папой Римским в Гаване. Это обстоятельство преобразует православную церковь в нечто похожее на коммуналку. Старожилы, когда-то жертвовавшие обручальные кольца на восстановление храмов, начинают ощущать давление со стороны новых приверженцев экстремистских идеалов. Чтобы дистанцироваться от конфликтных соседей, они предпочитают называть себя просто христианами.
Ненавидящие себя православные в плане социальной активности ближе к протестантским и католическим традициям. Они занимаются благотворительными проектами, такими как помощь бездомным и усыновление детей с тяжелыми диагнозами. Это движение представляет собой новую интерпретацию состояния верующих, когда-то обозначавшееся фразой «мне церковь не нужна, у меня бог в душе». В течение многих лет миссионерская работа священнослужителей сводилась к разъяснению православного учения, но всё больше верующих начинают искать альтернативные пути.
Наблюдается тенденция к самоорганизации среди тех, кто обеспокоен коммерциализацией церкви и её связями с властью. Хотя люди продолжают ходить в храмы, источником их мотивации становятся не указания священников, а Евангелие и обсуждения в социальных сетях. Сравнение между государственным православием и внутренним «Китеж-града» показывает, что официальные структуры пытаются имитировать подводные движения, но результат получается диаметрально противоположным.
Ненавидящие себя православные представляют собой разновидность религиозной оппозиции. Конкуренция мнений может положительно влиять на устойчивость системы, что имеет особое значение для институций с косной структурой. Однако в случае с РПЦ ситуация настолько критичная, что формы противостояния и самоорганизации верующих, такие как «Китеж-град», по всей видимости, будут лишь одним из этапов долгого процесса, рассчитанного на не менее чем 40 лет.