России нужна национальная идея? Возможно. Но, быть может, такой идеей стоило бы провозгласить её возрождение в качестве одного из мировых лидеров? В очередной раз вступая в должность президента России, Владимир Путин заявил: мы добьемся успеха, если будем опираться на те ценности, которые всегда составляли нравственную основу нашей жизни. Однако прежние ценности были утрачены, вследствие чего основой жизни большинства российских граждан стали деньги. Это и привело к всплеску коррупции или, иначе говоря, разложению.
К анализу причин данного феномена обратимся позже. А пока отметим, что проблемы возникают лишь у тех, кто не способен поддерживать гармоничные отношения с окружающим миром. Если гармония нарушается, субъект испытывает дискомфорт, что и побуждает его к поиску средств восстановления динамического равновесия с внешней средой.
Способность поддерживать такое равновесие в определенной мере присуща всем кибернетическим системам, каждая из которых обладает установленным набором элементов. Это:
- датчики;
- устройство сравнения или нуль-орган;
- нормальный элемент или внутренний стандарт;
- исполнительный механизм.
Датчики позволяют системе контролировать состояние внешней среды. Нуль-орган сравнивает это состояние с параметрами системы, значение которых хранит внутренний стандарт. Зафиксировав расхождение, превышающее определённую величину (дискрет), нуль-орган активирует исполнительный механизм, который устраняет образовавшееся расхождение. Система может восстановить динамическое равновесие либо путем адаптации к изменившимся внешним условиям (назовем эту стратегию восточной), либо приведением состояния внешней среды в соответствие с параметрами системы (западная стратегия).
Субъекты, будучи системами целеустремленными, могут выбирать подходящую стратегию произвольно. Правильный выбор обеспечивается, если критерием служит характер проблемы, доминирующей в момент принятия решения. Если проблема сводится к недостатку эффективности, субъекту желательно предпочесть западную стратегию. Если же она характеризуется дефицитом устойчивости, то восточную.
Теперь обсудим субъект по имени «Россия». Но сначала определим его предшественника, терминальная стадия болезни которого ознаменовалась нарастающей потерей эффективности. Исходя из указанного правила выбора стратегии, это предполагало применение западной стратегии. При этом устранение упомянутой проблемы не требовало столь радикальной меры, как смена общественного производства и отказ от социализма. Достаточно было создать условия для формирования рыночной надстройки.
Закономерным итогом перестройки стало нарастание центробежных сил, что, в конечном итоге, стало основной причиной распада СССР. Никто не станет оспаривать способность капитализма обеспечивать высокую производительность общественного производства, но он уступает социализму в устойчивости. Что касается современной России, она, в отличие от предперестроечного СССР, более всего нуждается в укреплении устойчивости, чего можно достичь, подведя под капиталистическую российскую экономику социалистический фундамент.
Можно предположить, что большинство российских граждан поддержит такую стратегию. Однако погоду в стране делают не народ, провозглашенный единственным источником власти, а высшие чиновники и олигархи. Их мнение большинства не интересует, и то, что Россия не располагает определенной стратегией, по-видимому, не вызывает беспокойства.