Кому контролировать ЖКХ?

Выражение «Око государево» ввел в оборот Петр Великий, представляя Сенату первого генерал-прокурора Павла Ягужинского: «Вот мое око, коим я буду все видеть». Тогда в Российской империи появилась новая должность – генерал-прокурор, а вместе с ней – и новый государственный институт. Что происходит с российской прокуратурой сейчас? Насколько хорошо она выполняет функции ока государева? Если говорить кратко, единого ока в РФ уже не существует, а права прокуратуры значительно урезаны.

Что касается множества органов, надзирающих за исполнением законодательства, здесь уместна поговорка: «у семи нянек дитя без глазу». Без глазу остались и сферы ЖКХ. Да, существует государственная Жилищная инспекция, осуществляющая контроль за защитой прав потребителей жилищно-коммунальных услуг, использованием и сохранностью жилищного фонда, соблюдением требований жилищного законодательства и т. д. Однако суды между тем завалены делами, так или иначе связанными с ЖКХ.

Отсюда следует предложение: освободив ГЖИ от контроля над соблюдением требований жилищного законодательства, создать жилищную прокуратуру. В прошлом году Государственная Дума приняла федеральный закон «О внесении изменений…». Этим законом (ст. 21) на органы местного самоуправления возложен муниципальный жилищный контроль.

Справка: Муниципальный контроль – это деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных проводить на территории муниципального образования проверки соблюдения требований, установленных для муниципального жилищного фонда. В связи с этим вспоминается реплика председателя Верховного суда Татарстана Ильгиза Гилазова, который заметил, что суд руководствуется законами, принятыми нашими избранными депутатами.

Как я думаю, порядка в ЖКХ не будет до тех пор, пока не восстановится народный или, точнее, общественный контроль. А этого едва ли удастся достичь без консолидации экспертного сообщества, имеющегося в этой сфере. Перед ним Экспертный совет по вопросам ЖКХ Международной экспертной группы мог бы поставить вопрос о наведении порядка с контролем над соблюдением противоречивого жилищного законодательства.

Как координатор названного совета, я полагаю, нужно прежде всего изъять у ГЖИ функцию надзора за соблюдением жилищного законодательства и передать ее специально созданной жилищной прокуратуре. Функции муниципального контроля следует передать общественникам, наделив их правом обращаться как в ГЖИ, так и в жилищную прокуратуру.

Что касается специализированных прокуратур, например, транспортной, их следовало бы подчинить региональным прокурорам. Так, чтобы за гибель Булгарии мог нести ответственность также и прокурор Татарстана Кафиль Амиров. Кстати, апробировать эти предложения можно в Казани, где имеется Общественный совет по вопросам развития городского хозяйства при исполкоме Казани, хотя он сейчас фактически бездействует. И это едва ли можно списать на его председателя – автора этих строк, ведь его обвинить в бездеятельности можно с трудом.

Оцените статью
Ритм Москвы