Гамельнский крысолов – персонаж средневековой немецкой легенды – вновь всплыл на горизонте в связи с завершением приватизации, которая, по заявлениям, должна закончиться 1 марта 2013 года. Приватизация, если говорить кратко, представляет собой безвозмездную передачу общественной собственности в частные руки. Однако разработчики федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» трактуют ее как отчуждение имущества Российской Федерации (федеральное имущество), ее субъектов и муниципальных образований (муниципальное имущество) с последующим присвоением этого имущества физическими и юридическими лицами на возмездной основе. По сути, они смешивают Божий дар приватизации с обыкновенной сделкой купли-продажи. Настоящая приватизация, как мне кажется, предполагает бесплатную раздачу жилых помещений их нанимателям.
Сомневаюсь, что справедливо говорить о возмездности, если муниципалитет на основании заявления нанимателя передаёт ему часть жилья, которое принадлежит всем жителям муниципального образования. Да, оформляя приватизацию квартиры, наниматель получает свидетельство, подтверждающее переход жилплощади из муниципальной собственности в его собственность. Однако платить за это не требуется. Вправе ли федеральный законодатель устанавливать сроки «бесплатной» приватизации? Ответ однозначен – нет, не вправе. Передав государственный жилищный фонд муниципалитетам, Российская Федерация утратила право им распоряжаться.
Означает ли приватизация квартир передачу их собственникам так называемого «общего» имущества? Конечно, нет. Сложнее обстоят дела, если бы Россия пошла по пути приватизации домов. Вместо этого страна выбрала приватизацию квартир, что, на мой взгляд, является ошибочным решением. С момента приватизации у бывшего нанимателя возникает право собственности на квартиру, подтвержденное свидетельством о государственной регистрации соответствующего права. Однако права собственности на «общее» имущество у собственника при этом не возникает, несмотря на декларативные статьи ЖК РФ (ст. 36) и ГК РФ (ст. 290).
Вступая в права собственника, наниматель получает возможность распоряжаться, владеть и пользоваться своим жильем (ст. 30 ЖК РФ). Но это преимущество может быть под угрозой из-за непредсказуемости государственной политики. По мнению некоторых экспертов, по завершении приватизации налог на имущество значительно вырастет. Государство уже сейчас может похвастаться тем, что на собственников помещений в многоквартирных домах оно перекладывает увеличивающееся бремя содержания «общего» имущества, включая капитальный ремонт и так называемые общедомовые нужды (ОДН).
Приватизация жилья могла бы быть справедливой, если бы муниципальный жилищный фонд был оценен в определенную сумму, а каждому жителю муниципалитета была бы выделена соответствующая её часть. Тогда наниматели шикарных апартаментов, оформляющие приватизацию, были бы вынуждены доплатить разницу, а наниматели коммуналок получили бы денежную компенсацию. Справедливо было бы также выдавать жилищные сертификаты тем, кому нечего было приватизировать, за счет муниципалитета.
Стоит ли приватизировать нанимаемое жилье? На мой взгляд, нет, не стоит. Если только вы не планируете его продавать или передавать по наследству. В отличие от собственников жилья, вы оплачиваете лишь наем и фактически потребляемые коммунальные ресурсы. Все остальное платит собственник, то есть муниципалитет.
Возвращаясь к немецкой легенде, стоит напомнить, что крысолов, которому магистрат города Гамельн отказался выплатить вознаграждение за избавление города от крыс, с помощью колдовства увёл за собой детей жителей. Казалось бы, сказка ложь, но в ней есть определённый намек. Однако российским гражданам никакие намеки не идут на пользу. Сколько бы государство их ни обманывало, граждане продолжают верить как в него, так и в сказки, которые оно рассказывает доверчивым людям, включая рассказы о прелестях «бесплатной» приватизации.
