Новый выпуск «Уроков истории с Тамарой Эйдельман» посвящен эволюции школ на протяжении веков — от древнего Египта и Шумера до современности. Естественно, невозможно охватить все школы, учителей и методы преподавания, так как с момента появления человеческой цивилизации существовали образовательные учреждения, которые отличались друг от друга. В некоторых культурах обучение было доступно лишь мальчикам, которые осваивали рисование иероглифов или написание клинописи на глиняных табличках. В то же время были и более «продвинутые» общества, где считалось важным обучать девушек. В разные эпохи даже элементарное образование имели лишь немногие.
Посмотрите на знаменитую статую египетского писца — он выглядит гордым и важным, истинное воплощение самоуверенности. А что позволило ему занять такое положение, сидя, скрестив ноги, и записывая количество ячменя, поступившего на хранение к фараону? Ответ прост: когда-то его отец отправил его в школу, и грамотный человек в Египте пользовался уважением и привилегиями. В древнеримской армии пароли передавались не устно, а записывались на табличках, что обеспечивало грамотность практически каждого римского солдата.
Однако важно отметить, что воспоминания о школьных годах зачастую сводятся к забавным (или не очень) историям — о криках учителей, пропусках уроков по математике или веселых приключениях. Слушая такие рассказы, создается впечатление, что школа состоит только из учительского гнева и бунта против него. Записи, дошедшие до нас из древних времен, в основном заключаются в наставлениях вроде «учись, мальчик, чтобы тебя не высекли», едких эпиграммах в адрес невежд-преподавателей и песнях студентов, воспевающих разгульную жизнь. Этот список можно продолжать долго.
Тем не менее, я уверен, что школа не всегда ассоциируется с угнетением и восстанием против него. Подавление, к сожалению, всегда присутствует. Когда маленького ребенка приводят в первый класс, заставляя сидеть за партой с аккуратно сложенными руками и не вставая, это уже форма подавления, даже если учительница добродушная. Однако, как человек, который посвятил сорок лет своей жизни школе, я знаю, что это также и интересные уроки, поездки, спектакли, чаепития и множество положительных моментов. И это не только мое мнение как педагога. Я знаю множество детей, которые с радостью идут в школу, а также множество выпускников, вспоминающих свои школьные годы с теплотой.
Класс моего отца, выпуска 1947 года, ежегодно собирался и с восторгом вспоминал свои школьные дни. К сожалению, тех, кто остался в живых, становится все меньше, но те, кто ещё с нами (пусть Бог дарует им здоровье), обязательно встречаются в последнюю субботу ноября.
В XX веке было много попыток создать школу без принуждения и угнетения. Некоторые из этих попыток оказались неудачными, однако другие, такие как школа Монтессори, выдержали испытание временем и становятся всё более популярными. Возможно, вскоре фраза «учись, мальчик, чтобы тебя не высекли» будет вызывать у новых поколений лишь недоумение и смех.