Юбилейный год — это замечательная традиция, укоренившаяся в католической церкви. Он рассматривается как период милосердия и прощения, когда грешникам отпускаются их провины. Эта концепция зародилась еще в Ветхом Завете, но в христианском контексте она приобрела популярность с конца XIII — начала XIV века. Интересно, что примерно в это время начала укрепляться идея чистилища — вера в то, что не все грешники обречены на вечные муки, и есть возможность для искупления и прощения, пусть и не сразу, а через сотни лет.
Четырнадцатый век оказался непростым и тревожным периодом. Происходили значительные климатические изменения: зимы становились холоднее, а лета все чаще омрачались дождями. Европейцы, не знавшие таких продуктов, как картофель и кукуруза, сталкивались с угрозой голодной смерти. Города стремительно развивались, торговля расширялась, и возникали новые экономические явления. Старинные экономические отношения разрушались, цеха ремесленников ослабевали, а крестьяне жаждали свободы. В это время университеты получали все больше привилегий, и рациональное, светское мышление крепло, в то время как в Италии расцветала культура Возрождения.
Все эти изменения, как удивительные, так и пугающие, вызывали общую тревожность. Жить стало сложно, когда вокруг все менялось. На фоне этих волнений разразилась эпидемия чумы — Черная смерть. Четырнадцатый век стал не менее сложным, а, возможно, даже более трудным, чем наш XXI век. В таких условиях любое проявление милосердия и прощения воспринималось как благодеяние, хотя последствия могли быть различными.
В 1299 году множество пилигримов, собравшихся в Риме, убедили папу римского в том, что сто лет назад тоже приходило много верующих, и тогда папа даровал всем отпущение грехов. Это вдохновило папу Бонифация VIII объявить, что те, кто посетит базилику святого Петра или святого Павла в течение 1300 года, получат прощение. Однако требуется было искренне раскаяться в своих грехах. Каящиеся потянулись со всех концов, среди них оказались знаменитости, такие как художник Джотто и поэт Данте.
Изначально предполагалось, что юбилейные события будут происходить раз в сто лет, но первая половина XIV века была настолько ужасной, что следующий юбилейный год был объявлен в 1350 году — в разгар эпидемии Черной смерти. Тысячи людей устремились в Рим, чтобы молить Господа остановить чуму или, по крайней мере, замолить свои грехи на фоне надвигающейся гибели. Результат оказался предсказуемым: в то время, когда в других местах чума уже начинала идти на спад, в переполненном паломниками Риме ежедневно умирали 600-800 человек. Те, кто спешил вернуться, уносили заразу в другие регионы.
В этом контексте можно задаться вопросом: не считают ли организаторы «Алых парусов» в Петербурге, что массовое скопление людей поможет отогнать заразу? Что если молодежь соберется в огромной толпе, чтобы наблюдать за историческими персонажами, и это принесет им счастье? В то же время губернатор Санкт-Петербурга заявляет о «нулевой толерантности» к нарушителям санитарных норм. Сложно не заметить, что логика порой значительно уступает той, что была в XIV веке, когда люди хотя бы искренне каялись в своих грехах, а не устраивали бессмысленные вечеринки.