Ввод в эксплуатацию бридерного реактора БН-800, находящегося в стадии строительства уже 27 лет, решено ускорить. Дата пуска перенесена на 2013 год. В Свердловской области планируется осуществить один из самых опасных экспериментов в истории человечества — сжигание плутония из демонтированных ядерных боеголовок. Мнения экспертов по этому поводу разнятся.
Сотрудник АЭС высказал опасения относительно недостатков конструкции реактора, прежде всего в охлаждающей системе. Применение натрия в качестве охладителя на реакторах типа БН-600 (работающем на Белоярской АЭС) привело к тому, что за 30 лет эксплуатации произошло около 30 пожаров. Однако тогда использовалось урановое топливо, в отличие от плутония, что может сделать работу реактора более нестабильной. Для желающих ознакомиться с подробностями инцидентов на Белоярской АЭС и других объектах, связанных с плутонием, много информации можно найти в докладе «Российская плутониевая программа» группы «Экозащита!».
Плутоний имеет период полураспада 24 000 лет и считается одним из самых токсичных и радиоактивных веществ, известных человечеству. В зоне поражения при не самой серьезной аварии на Белоярской АЭС могут оказаться около 4 миллионов россиян. Создать схему быстрой эвакуации для такого количества населения практически невозможно.
Экологи в России выступают против сжигания плутония в реакторах с конца 1990-х годов, когда этот план начали обсуждать в атомной промышленности. До сих пор различные проблемы и экологические протесты сдерживали плутониевую программу. Однако «Росатом» решил вернуться к этой инициативе, оправдывая ее двусторонними обязательствами России и США по разоружению.
Следует отметить, что именно российские атомщики исторически настаивали на сжигании плутония в реакторах в переговорах с США, игнорируя более безопасную опцию остекловывания. Справка о предыстории вопроса представлена в статье в «Российской газете» от 2003 года.
На данный момент на ни одном российском реакторе оружейный плутоний не сжигался — это эксперимент, который может закончиться плутониевым загрязнением Свердловской и сопредельных областей. Реактор БН-800 был спроектирован еще в 1970-х, и назвать его современным или безопасным нельзя.
К тому же такая программа потребует плутониевых транспортировок на тысячи километров, когда оружейный материал будет уязвим для краж и терактов. Это выглядит как страшный сон. Правительству стоит от него очнуться, пока не стало поздно.