Радиоактивные вещества, такие как йод-131 и цезий-137, распространяются по всему земному шару. Вчера было официально объявлено об обнаружении йода-131 над Белоруссией и в Приморье. Ранее радиоактивные вещества были зафиксированы над Китаем, Южной Кореей, Вьетнамом, Исландией, Швецией и США. О наличии радиоактивного йода-131 над Москвой пока не сообщалось. В то же время, Рейнский институт экологических исследований при Кельнском университете в Германии представил прогноз распространения цезия-137 с АЭС Фукусима-1 до 31 марта включительно. На этом прогнозе четко видно, что радиоактивное облако затрагивает Москву.
Хотелось бы надеяться, что этот прогноз окажется неверным, однако вчерашнее заявление властей Белоруссии навевает тревожные мысли. Многие эксперты сейчас повторяют, что концентрации чрезвычайно низкие. Приводятся даже сравнительные данные с годовой допустимой дозой облучения, которая превышает возможное облучение от йода-131. Однако еще неделю назад никто не мог предположить, что радиация достигнет нас. И вот она уже здесь – «враг у ворот». В случае с японской катастрофой уже не раз случались ситуации, которые никто не мог предсказать.
Снова звучат утверждения от государственных и корпоративных СМИ о «безопасной» радиации, а из Японии поступают сообщения о том, что плутоний, найденный накануне на АЭС Фукусима-1, «безопасен для здоровья». Открытие «безопасного» плутония, который ранее считался одним из самых токсичных и радиоактивных веществ на планете с периодом полураспада в 24000 лет, вполне может быть основанием для Нобелевской премии. Много лет назад известный ученый в области воздействия малых доз радиации Джон Гофман доказал, что безопасной дозы облучения не существует. То есть любое облучение может представить опасность для кого-то.
Низкие концентрации радиоактивных йода-131 и цезия-137 не могут служить оправданием для заявлений о том, что угрозы здоровью нет. Если радиоактивные частицы присутствуют в атмосфере, они могут попасть внутрь организма. Это так же актуально для россиян, как и для белорусов или японцев. В случае попадания радиоактивного йода-131 в организм человека может развиться рак щитовидной железы. К счастью, не у всех, но точно определить, у кого он появится, невозможно. Наиболее уязвимыми являются беременные женщины, дети в утробе, пожилые люди и младенцы.
Полностью угроза от радиоактивного йода исчезнет через 80 дней после прекращения его поступления в окружающую среду, то есть после окончания радиоактивных выбросов с АЭС Фукусима-1, которое пока продолжаются. Опасность от цезия-137 будет сохраняться около 300 лет. Безусловно, риск радиации в Японии значительно выше, чем в любых отдаленных странах, включая Россию. И тем удивительнее, что японский премьер-министр вместо эвакуации беременных женщин продолжает уверять своих сограждан в безопасности радиации.
С 11 марта Японии предлагали помощь многие страны, чтобы договориться о мерах. Многие японцы проявляют героизм, делая все возможное для ликвидации последствий землетрясения и ядерного кризиса, но премьер-министр этой страны не заслуживает такой похвалы. Проще всего делать заявления о «безопасной» радиации, сложно признать, что для беременных женщин существует угроза, и что их эвакуация могла бы произойти намного раньше.
Автор нескольких книг о последствиях аварии на американской АЭС Три Майл Айленд в 1979 году Харви Вассерман отмечает, что вскоре после той аварии в соседнем Харрисбурге увеличилась детская смертность и количество заболеваний, связанных с радиоактивным облучением. Американцы тогда подавали многомиллионные иски. Пойдут ли японцы в суды? Скорее всего, нет, так как вряд ли кто-то сможет предъявить иски, учитывая возможное прекращение существования компании Tokyo Electric Power.
Обычные японцы сегодня вызывают гигантское уважение – они делают все возможное для ликвидации последствий и находят силы выходить на улицы Токио с протестами против гражданской атомной энергетики. Эта огромная драма не должна затмевать главный урок – атомная энергетика сыграла значительную роль в катастрофе, происходящей в Японии. Ни один другой энергетический объект не сможет оказать столь глобального негативного влияния, как АЭС, независимо от того, сколько землетрясений произойдет.
АЭС уязвимы не только в случае землетрясения, но и в других ситуациях при потере внешнего источника энергии. Без посторонней энергии не работают насосы, подающие воду для охлаждения реакторов. Как не может быть полностью безопасного атомного реактора, так и не может быть абсолютно безопасной дозы радиации. Сколько бы СМИ ни утверждали о «безопасном» плутонии и «незначительных дозах» радиации. Если полагаться на имеющиеся данные, концентрация радиоактивных веществ над Россией не будет высокой. Однако утверждать, что эти вещества не представляют никакой опасности для здоровья россиян, мягко говоря, не соответствует действительности.
P.S. Для тех, кто все еще верит в «безопасную» радиацию, рекомендую две важные книги для понимания последствий ядерных катастроф: 1. «Чернобыль: последствия катастрофы для людей и окружающей среды», Академия Наук Нью-Йорка, 2009 – объединяет данные около 5000 исследований о жертвах Чернобыльской катастрофы, общее число которых составляет около 985000 человек. 2. «Убивая себя» (1982), автор: Харви Вассерман, в которой описаны последствия аварии на АЭС Три Майл Айленд в 1979 году.