Владимир Сливяк: Не «иностранный агент»

В 2012 году был принят закон, обязывающий общественные организации, ведущие «политическую деятельность» и получающие средства из-за рубежа, регистрироваться в качестве «иностранных агентов». С тех пор ни одна организация, занимающаяся политической деятельностью, не столкнулась с последствиями. Проблемы пришли к тем, кто дистанцировался от политического процесса и сосредоточился на защите прав граждан России.

В 2013 году 11 общественных организаций, среди которых были правозащитники и экологическая группа «Экозащита!», обратились в Европейский суд по правам человека с просьбой признать закон об «иностранных агентах» нарушающим права граждан. Рассмотрение этого дела еще впереди.

В июне 2014 года Министерство юстиции РФ начало кампанию по признанию «иностранным агентом» группы «Экозащита!». Это стало первым случаем обвинения экологов с момента, когда ведомство получило право самостоятельно вносить организации в реестр «агентов». Первоначально власти организовали массовое внесение в реестр пяти правозащитных организаций, а затем сосредоточились на «Экозащите», чтобы «поставить на место» экологическое движение.

В своем акте проверки Минюст утверждает, что «Экозащита!» является «иностранным агентом», однако в реестр она пока не внесена. Это может быть связано с желанием ведомства подкрепить свои действия решением суда. В результате организации грозят штрафы в размере нескольких сотен тысяч рублей. Что стало причиной такой реакции?

Намерения Минюста были понятны с самого начала. Вместе с общими документами были запрошены все материалы, связанные с кампанией против строительства АЭС в Калининградской области. Программы по экологическому образованию и изменению климата ведомство не интересовали. Как показал акт проверки, выступления против строительства АЭС стали основанием для объявления экологов «иностранными агентами». Деятельность против Балтийской АЭС началась еще в 2007 году и привела к отказу нескольких европейских банков финансировать проект со стороны «Росатома», а также к отказу ряда крупных европейских компаний в инвестициях.

Финансовое участие Европы могло бы открыть доступ энергии с этой АЭС в европейскую энергосистему, но проект был приостановлен. Калининградская область обеспечена энергией, а экспорт в таких условиях невозможен. Минюст признал выступления против строительства АЭС политической деятельностью, а не экологической.

Абсурдность ситуации усугубляется тем, что против АЭС выступает значительное количество местных жителей. Вероятно, теперь и они тоже могут быть записаны в «иностранные агенты». В апреле 2013 года «Экозащиту» проверяла прокуратура, но, согласно результатам проверки, составов для обвинения найдено не было. Минюст, опираясь на те же документы, вдруг выдал обратное заключение. Что же изменилось между двумя проверками? Ничего, кроме приостановки строительства АЭС.

Акт Минюста содержит информацию о деятельности «Экозащиты», которая не была представлена прокурорам и не опубликована. Это не секретные сведения, а лишь небольшая часть информации о деятельности организации. У Минюста нет аппарата для слежения за экологами, и действия, упомянутые в акте, были сделаны много лет назад, задолго до появления закона об «иностранных агентах». Как эта информация попала в Минюст? Наиболее вероятно, что данные были доступны госкорпорации «Росатом», а возможно, и ФСБ, однако такие мелкие детали вряд ли представляют интерес для спецслужб.

Скорее всего, Минюст получает информацию от «Росатома». Похоже, за экологическими активистами ведется наблюдение, и есть сомнения в законности таких действий. Примечательно, что сотрудник Минюста после проверки требует предоставить новые документы, ссылаясь на продление проверки, хотя фактически она завершилась, и акт был подписан задним числом.

После предъявления обвинений «Экозащите» было получено множество заявлений поддержки со всего мира. Оказывается, многие организации, такие как «Мемориал», «Гринпис России» и международные экодвижения, выразили свою готовность помочь.

В последние две недели поступали не только слова поддержки, но и просьбы объяснить, в чем заключается проблема со статусом «иностранного агента». Попробуем рассмотреть это с точки зрения «Экозащиты». Без сомнения, статус «иностранного агента» приводит к серьезным трудностям: увеличивается внимание со стороны государственных органов, появляются дополнительные расходы на юристов и бухгалтеров, что для такой небольшой организации как «Экозащита!» становится непосильным.

С учетом нехватки ресурсов, нормальная деятельность становится невозможной, а вместо этого начинаются проверки, суды и штрафы. Это, естественно, ведет к закрытию организации, так как «Экозащита!» – некоммерческая организация и не получает доходов. Минюст прекрасно осведомлен о сложной ситуации организации.

Тем не менее, основная проблема заключается не только в финансовых затруднениях. Признание себя «иностранным агентом» означало бы признать правонарушение, которого «Экозащита!» не совершала. Деятельность организации всегда осуществлялась в интересах российских граждан, а не иностранных организаций. «Экозащита!» никогда не участвовала в политических процессах и не агитировала за политиков. Включение в реестр «иностранных агентов» могло бы подорвать репутацию организации и создать ложное впечатление о ее работе.

Для тех, кто хочет больше информации, можно ознакомиться с материалами на страницах СМИ.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы