Безопасность на дорогах определяет качество жизни, и вместе мы можем сделать её лучше.
С сегодняшнего дня вступают в силу поправки в правила дорожного движения, которые отменяют необходимость доверенности на управление автомобилем. Во время одной из встреч с молодыми политиками я поддержал идею убрать эту ненужную бюрократическую бумажку из жизни автолюбителей. Правительство оперативно подготовило необходимые документы, и теперь это решение уже реализовано. Мы будем продолжать избавляться от избыточных норм, которые осложняют жизнь граждан.
Однако важно подчеркнуть, что нельзя принимать решения, которые могут негативно сказаться на уровне безопасности на дорогах. Статистика показывает, что в России за последние годы снизилось число погибших и пострадавших в ДТП, несмотря на бум автомобилизации. Ежегодно около 2 миллионов людей получают права на управление транспортными средствами, что говорит о росте автопарка. За последние семь лет, с 2004 по 2011 год, число погибших на дорогах сократилось почти на 20%. Тем не менее, абсолютные цифры всё ещё остаются угнетающими. Сообщения о трагических авариях, в том числе наездах на пешеходов и гибели детей, появляются практически каждую неделю. Опасность стала даже актуальной на тротуарах, что вынуждает городские власти разрабатывать меры по защите пешеходов.
В прошлом году в результате ДТП в стране погибло почти 28 тысяч человек. Дети также становятся жертвами дорожных аварий: в текущем году произошло более 14 тысяч ДТП с их участием, в результате которых 655 детей и подростков погибли, а почти 15 тысяч получили травмы. Материальный ущерб от аварий измеряется сотнями миллиардов рублей, и это не только финансовая проблема. Безопасность дорожного движения зависит от многих факторов, но я убеждён, что одна из ключевых причин — это наша культура вождения и ответственность всех участников дорожного движения.
За последние годы мы стали более цивилизованными: нормально пристёгиваться и пропускать пешеходов. Однако каждый второй ребёнок, погибший в ДТП, ехал без специального кресла, а три четверти наездов на пешеходов происходят вне переходов. Эти ужасающие цифры должны вызывать у нас непримиримое отношение к нарушениям правил дорожного движения. Но просто цифры не способны изменить поведение людей. Осталась серьёзная проблема — нетрезвое вождение. Ежегодно более 12 тысяч аварий совершаются пьяными водителями, и этому нет оправдания. Дорожное движение само по себе достаточно опасно, и рисковать своей жизнью и жизнями окружающих недопустимо.
Несмотря на положительные тенденции в статистике ДТП, важно не терять темпы. Мы продолжим решать проблемы комплексно, используя современные стандарты и требования. Месяц назад я поручил разработать предложения по изменению уголовного и административного законодательства относительно пьяного вождения. Эти изменения предполагают серьёзные штрафы и более длительное лишение прав, вплоть до пожизненного исключения в случае неоднократных нарушений. Также предлагается усилить уголовную ответственность за вождение в нетрезвом состоянии, если это привело к тяжким последствиям, таким как смерть людей.
Что именно планируется? Во-первых, введение минимального срока лишения свободы в пять лет и увеличение максимального до 15 лет. Ведомствам поручено рассмотреть возможность временного изъятия транспортных средств у нетрезвых водителей, а также усилить административную ответственность за превышение скорости и другие серьёзные нарушения правил дорожного движения. Для крупных городов, таких как Москва и Санкт-Петербург, штрафы могут достигать 500 тысяч рублей, для других регионов – до 250 тысяч.
Дополнительно мы усовершенствуем механизмы страховых выплат. Я подписал постановление, которое устанавливает новые правила расчёта страховых компенсаций для лиц, пострадавших по вине транспортных организаций. Размеры компенсаций значительно увеличены, а сумма страхового возмещения на общественном транспорте с 1 января следующего года возрастает до 2 миллионов рублей. Вводится упрощённый порядок возмещения ущерба пострадавшим.
Также требуется повысить требования к инструкторам и качеству обучения в автошколах. Министерство транспорта должно разработать более строгие правила перевозки детей и пассажиров. Министерство здравоохранения займётся улучшением медицинского обеспечения безопасности дорожного движения, включая обязательное медицинское освидетельствование водителей не реже одного раза в пять лет. Все нововведения должны пройти тщательную экспертизу, чтобы избежать негативных последствий.
Друзья! Даже лучшие законы и правила не смогут изменить ситуацию, если их не соблюдать. Каждый из нас должен искоренить правовой нигилизм в себе. Все мы не без греха и должны начинать с себя. Сегодня Россия – открытая страна, и многие граждане уже путешествуют на автомобилях по другим государствам, видя положительные моменты и проблемы. Мы будем продолжать сотрудничество с другими странами в этой области.
Я призываю всех водителей и пешеходов осознать свою ответственность на дорогах. Безопасность дорожного движения во многом определяет качество нашей жизни, и вместе мы можем сделать её лучше.