19 октября 2012 года исполняется 11 лет с момента премьеры мюзикла «Норд-Ост», а с 23 по 26 октября мы вспоминаем 10 лет со дня трагического теракта на Дубровке. Эти две даты имеют для создателей мюзикла совершенно разные значения. Первая – это день рождения любимого творения, вторая – напоминание о страшной трагедии.
Само название «Норд-Ост» в нашем обществе вызывает неоднозначные ассоциации. Для одних это синоним боли и утрат, для других – символ устойчивости честных людей и победы любви над смертью. В этом ключе нужно отметить великое произведение Каверина «Два капитана», ставшее литературной основой спектакля.
Сотни тысяч зрителей, которым посчастливилось увидеть мюзикл «Норд-Ост», вспоминают его как выдающееся произведение искусства. Профессионалы единодушно называют его шедевром, вершиной русского мюзикла. Все больше людей мечтают вновь увидеть «Норд-Ост» на сцене, но, увы, мюзикл остается в заложниках уже десять лет после террористического акта.
Ситуация словно замерла. Каждую осень мы вновь испытываем парализующее чувство ужаса и безысходности. На фоне кадров из спектакля нам рассказывают о террористах, обсуждая мистические совпадения, и порой создается ощущение, будто именно театр стал виновником трагедии, а не пострадавшими от нее.
Существует даже абсурдное выражение «жертвы «Норд-Оста», которое, подсознательно, перекладывает ответственность за преступление на спектакль и его создателей. Мы считаем неправильным связывать рассказ о мюзикле с воспоминаниями о трагедии. Теракт – это плохой информационный повод для такого повествования. Именно поэтому в дни памяти мы, как представители театра, стараемся минимизировать общение с прессой.
Прекрасным информационным поводом для разговора о «Норд-Осте» могло бы стать восстановление мюзикла, которого ждут тысячи поклонников. Мы дважды восстанавливали спектакль. В 2003 году в Москве он вновь открылся в феврале и закрылся в мае. В 2004 году гастрольная версия мюзикла, поддержанная Фондом «Открытая Россия» Михаила Ходорковского, была показана всего в двух городах – Нижнем Новгороде и Тюмени, так как местные власти закрыли двери театров для нас.
С тех пор, уже на протяжении восьми лет, все попытки восстановить «Норд-Ост» сталкиваются с скрытым сопротивлением государственных чиновников, которым само слово «Норд-Ост» кажется опасным. Тем не менее, мы продолжаем верить, что мюзикл «Норд-Ост» рано или поздно вернется к российскому зрителю и вновь станет значимым событием отечественной культуры, а не политики.