Архнадзор: Снесен последний дачный вокзал России

18 октября 2012 года в России произошло событие, которое, хотя и осталось незамеченным для широкой публики, стало печальным моментом в истории страны. Российская Федерация окончательно лишилась целого класса своего историко-культурного наследия – небольших деревянных дачных вокзалов. К сожалению, развязка состоялась на платформе Ильинское Усовской железнодорожной ветки, относящейся к Белорусскому направлению Московской железной дороги.

Возникновение дачников в России, которые летом выезжали в пригород, стало заметным явлением во второй половине XIX века. С развитием транспортной инфраструктуры поездки из городов на дачи становились всё более популярными, что способствовало возникновению остановочных пунктов для пригородных поездов в районе массовой дачной застройки. Это привело к появлению новых дачных посёлков и, соответственно, новых дачных платформ. Строить полноценные вокзалы не имело смысла, так как с наступлением холодов дачники покидали свои места, возвращаясь лишь с приходом весны. Остановка предназначалась только для посадки и высадки пассажиров, и для неё был разработан специальный тип вокзала, напоминающего павильон.

Такие небольшие деревянные здания с залом ожидания и навесами для защиты от дождя и солнца строились очень быстро. К началу XX века многие города России имели собственные дачи и дачных клиентов, что создало большое количество пригородных остановок и вспомогательных платформ. Однако войны и революции значительно сократили как число дачников, так и количество вокзалов. С возвращением к мирной жизни началось возрождение обоих классов. Электрификация железных дорог способствовала развитию пригородного движения, и строительство дачных вокзалов продолжилось в 1930-е годы, сохраняя традиционный облик.

Однако послевоенные годы и реконструкция железных дорог стали переломными для судьбы дачных вокзалов. Появление высоких пассажирских платформ и типовых железобетонных конструкций сделало старые деревянные вокзалы устаревшими. Процесс утраты вокзалов был массовым, и их число стало стремительно сокращаться. В истории остались названия трёх последних дачных вокзалов России: платформы Александровская и Курорт под Санкт-Петербургом и вокзал Ильинское в ближнем Подмосковье. К сожалению, судьба первых двух зданий оказалась печальной: вокзал платформы Курорт сгорел в середине 2000-х, а Александровская была снесена. Таким образом, до наших дней сохранился только дачный вокзал Ильинское.

Несмотря на то, что Ильинское было «одним из многих», это здание обладает своей уникальной историей, связанной с именами известных личностей нашей страны. Платформа расположена в дачном посёлке Жуковка и получила своё название от соседнего села на противоположном берегу Москвы-реки. Эта железнодорожная линия проходит через такие известные посёлки, как Раздоры, Барвиха, Жуковка, Ильинское и Усово. Рядом с платформой находились дачные посёлки высокопоставленных чиновников и академиков, среди которых были такие личности, как авиаконструктор А. С. Яковлев и академики А. Д. Сахаров и В. Н. Челомей.

Вокзал в Ильинском был построен в 1935 году и представлял собой деревянное здание с залом ожидания и летними верандами. После электрификации участка в 1957 году была построена новая высокая пассажирская платформа, в результате чего старое здание не снесли, а продолжили использовать в качестве пригородной кассы. К сожалению, состояние вокзала с каждым годом ухудшалось, и в конечном итоге он оказался заброшенным.

В 2012 году, в рамках масштабной реконструкции Усовской ветки, планировался снос вокзала. Узнав об этом, Архнадзор и ВООПИиК направили запрос в Российские железные дороги о недопустимости сноса, поскольку это означало утрату целого класса вокзальных зданий. Однако, несмотря на усилия защитников наследия, 18 октября 2012 года вокзал был снесён безвозвратно.

Трагическая утрата вокзала Ильинское и его истории стала прощанием с незаслуженно забытым классом отечественного建筑ства, а наша рабочая поездка туда оказалась последней. Мы не успели сохранить это историческое здание. Простите нас.

Благодарим Дмитрия Соболева за помощь в подготовке публикации.

Фото: Юрий Егоров, Дмитрий Соболев, Артем Светлов

Оцените статью
Ритм Москвы