Михаил Ходорковский: Между империей и национальным государством

Это — третья лекция Михаила Ходорковского для аудитории «Новой». Первая — «Современный социальный либерализм в России» — была опубликована в № 122 от 31 октября 2011 года. Вторая в № 42 от 16 апреля 2012 года — «Современный социальный либерализм и экономика». Сегодня речь пойдет о том, как свободный народ превращается в нацию, и о терпимости к тем, «кто сам терпим». Суть переживаемого Россией исторического момента состоит в том, что империя как государственная форма себя полностью исчерпала, а национальное государство, которое должно было бы ей наследовать, так и не появилось на свет. Русское государство застряло на историческом полустанке, затерявшемся между империей и национальным государством, и не только не продвигается вперед, но порой даже начинает двигаться вспять.

Одной из причин, по которой «наш бронепоезд» так долго стоит на запасном пути истории, является идеологическое недоразумение. Русский либерализм не приемлет национализма, а национализм отрицает либерализм как одно из своих оснований. Впрочем, это не мешает зачастую и либералам, и националистам рассуждать об империи, и даже о «либеральной империи». Это заставляет обратить внимание на соотношение либерализма и национализма, чтобы попытаться изжить многие предрассудки, свойственные как русским либералам, так и националистам. Так появилась тема третьей лекции — «Национализм и социальный либерализм». Однако прежде чем перейти к сути, необходимо сделать несколько важных замечаний общего характера.

О либерализме

Содержание либерализма неправильно сводить лишь к либеральной идеологии. В конечном счете, взгляд на человека как на свободную личность, цель и мерило успешности общественных процессов имеет гораздо более давнюю историю, чем либеральная идеология, возникшая в XVII веке как политическое знамя буржуазии, строившей на обломках феодализма европейское Новое время.

Главные постулаты либерализма: о равенстве людей, о внутренней свободе и достоинстве личности, о ценности человеческой жизни — уже прямо следуют из Библии: «И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его…» Либерализм вырастал в том числе из радикальных религиозных течений, а влияние христианской концепции личности на классическую либеральную теорию было самым непосредственным. Достаточно вспомнить Джона Локка, который одним из первых обосновал «естественные, дарованные свыше права человека». Один из проявлений христианских корней в современном либерализме — это необходимость защиты меньшинства от «общей воли» большинства. Каждый человек обладает правом выбора, и никто не может лишать его этого права, дарованного ему Богом.

Либерализм — это «не догма, а руководство к действию». Это общее «стратегическое» направление, в русле которого предлагается решать стоящие перед обществом проблемы. Конкретные же методы могут быть различными и, как правило, подсказываются политической практикой.

О национализме

Национализм — идеология, в основании которой лежит признание нации как высшей ценности. На первый взгляд, национализм и либерализм противоречат друг другу: краеугольным камнем первого является человеческая общность, а главным приоритетом второго — отдельный человек, его права и свободы. Но это на первый взгляд очевидное противоречие является кажущимся. Чтобы увидеть это, необходимо разобраться, что мы понимаем под «нацией». Некоторые рассматривают нацию как культурную общность, объединенную комплексом значимых для них ценностей: языком, религией, историей, литературой и т.д. Другие полагают более значимой политическую или гражданскую общность вне зависимости от этнической и культурной принадлежности.

Истина, как правило, находится посередине. Нация — это совокупность культурно близких, соединенных политически и сознающих себя единым культурным и политическим целым людей. В этом случае употребляется термин «нация-государство». В нации-государстве должны гармонизироваться интересы личности и общества в целом. Нацию нельзя свести к этносу, но нельзя и рассматривать в отрыве от определенной культурной общности.

Считаю, что попытки советской власти создать бесцветную «политическую нацию» — новую историческую общность «советский народ» — провалились, несмотря на отдельные успехи в воспитании этнической толерантности. Знаю много замечательных людей из разных уголков России, и мне бы хотелось видеть наше многообразие как силу, а не как разделение.

О либеральном национализме

Русские либералы часто избегают обсуждения национализма, рассматривая его с предвзятостью. Часто это оправдано, так как национализм в России может скатываться в шовинизм. Однако я не поддерживаю политику замалчивания этого вопроса, так же как и мнение о «вненациональном» характере либерализма. Парадокс состоит в том, что в точном смысле слова либерализм совпадает с национализмом. Нация — это социальная общность, основанная на единстве культурных и политических ценностей. Настоящий национализм должен быть либеральным.

При внимательном рассмотрении видно, что важнейшими элементами современного либерального национализма являются приоритет прав личности, вера в равноценность людей независимо от их расы, вероисповедания и национальности. Отсюда логически следует признание равенства наций и отказ от этнической доктрины, когда принадлежность к нации определяется по крови. Говоря о русских, переживших множество войн и перемещений, рассуждать об «этнической чистоте» было бы неуместно.

Либеральный национализм также признает за каждой нацией право на строительство собственной демократической государственности. В этом смысле одной из первых программ либерального национализма считаются «четырнадцать пунктов» Вудро Вильсона. В целом, либералы считают, что люди выбирают свою национальную принадлежность, хотя чаще это делают их родители.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы