В.ПУТИН: Импорт продовольствия. Здесь, вот, Владимир Вольфович передал свои предложения. Интересные предложения. Я сейчас не буду их все перечислять, но действительно, там много полезных вещей, и мы постараемся их учесть, эти предложения насчет импорта продовольствия.
Вы знаете, мы не можем, Владимир Вольфович и уважаемые коллеги из других фракций, резко сократить импорт. Хотя мне бы очень хотелось. Но мы с вами понимаем, почему. Сразу цены возрастут. Мы и так стараемся между Сциллой и Харибдой проходить эти вещи. У нас, как я уже сказал, за последние годы почти в 3 раза увеличили производство мяса птицы.
Три года назад мы импортировали 1 миллион 600 тысяч тонн мяса птицы. В прошлом году квоту поставили на уровне около 300 тысяч тонн, а на самом деле завезли еще меньше. Виктор Сергеевич, сколько мы в прошлом году завезли мяса птицы? Где-то 250 тысяч, да? — Да, около 200 тысяч.
В.ПУТИН: Да, около 200 тысяч мяса птицы завезли. Понимаете? Совсем недавно это было 1 миллион 600 тысяч, а в прошлом году – всего 200 тысяч. Но совсем прекратить импорт нельзя. И не потому, что мы должны заботиться об иностранном производителе. Мы должны подумать о ценах на продовольствие в крупных городах. Есть проблемы здесь. Да, есть. Это касается КРС (крупного рогатого скота) и мяса крупного рогатого скота.
Кстати, мы почти в 1,5 раза увеличили производство свинины. Однако со вступлением в ВТО проблема по свинине у нас реальная. Мы должны подумать и думаем сейчас о том, как поддержать производителей мяса свинины. Что касается КРС, к сожалению, у нас произошло небольшое снижение даже производства в прошлом году. Мы анализируем причины и будем поддерживать крупные инвестиционные проекты в этой сфере животноводства.
В Центральной России сейчас реализуются несколько проектов. Один из них по крупному рогатому скоту – производство мяса почти на миллиард долларов, около 30 миллиардов рублей. Я знаю, что в фракциях КПРФ, ЛДПР, «Справедливой России» и, тем более, в «Единой России» есть специалисты в области сельского хозяйства. Назовите мне хоть один проект в Европе такого масштаба. Не сможете. Нет таких проектов. Там сейчас происходит деградация, по крайней мере, стагнация в сельском хозяйстве.
Однако инвестиционная привлекательность нашего сельского хозяйства растет. И это не единственный проект – мы думаем о том, чтобы поддержать и другие проекты подобного рода. Я уже не говорю о некоторых других направлениях. Мы планируем ввести в сельхозоборот 5 миллионов гектаров земель в ближайшее время. Такие хозяйства будут способствовать освоению земель сельхозназначения. Например, одно предприятие берет в обработку 200 тысяч гектаров.
Мы будем действовать в этом направлении. Говорили о заделах советского времени. Не было у нас в заделах производства мяса крупного рогатого скота. Я говорю правду.
— Зачем вы говорите неправду?
В.ПУТИН: Я говорю правду.
— Неправду!
В.ПУТИН: Правду. И вы должны знать об этом, если занимаетесь этим. У нас в России, в Советском Союзе не было специального мясного животноводства. Вы знаете что? Я занимаюсь этим не первый год и внимательно слушаю наших сельхозпроизводителей. Поезжайте к ним и поговорите. С Зубковым, который занимается сельским хозяйством с молодых ногтей, поговорите. Он поднимал разваленные предприятия и знает, как строить эту работу.
Не было у нас в Советском Союзе мясного животноводства. У нас забивали скотину, которая уже не давала молоко.
— Присядьте, пожалуйста.
В.ПУТИН: Не о поголовье речь. У нас много голов, но мяса было всегда немного в Советском Союзе.
Помните мясные электрички? Это что такое? Электричка в Москву. Мы знаем это. Я не хочу вступать в идеологический спор. Дело не в этом. Нам нужно добиться эффективного функционирования хозяйства.
Не было мясного животноводства. И сейчас мы занимаемся селекцией, вводом поголовья из-за границы. Это требует длительного времени, 8-10 лет. И мы добьемся решения этой проблемы, как по мясу птицы и свинине.
Да, некоторые вещи говорят правильно. Но это полемический задор. Правда в том, что у нас поголовье было большое, но мясо давали в малом количестве. Это выработанное стадо, которое давало молоко.
Другая проблема, которая до сих пор существует в животноводстве, это молоко. У нас в прошлом году было небольшое снижение. Это связано с большими субсидиями в других странах. Но мы договорились с белорусскими партнерами о выравнивании этих субсидий.
— Назаровский совхоз Красноярского края.
В.ПУТИН: Назаровский совхоз не забудем. В этом нет ничего плохого, это очевидные вещи. Я бы не стал вступать в спор, но это правда. Все это знают. Сейчас нужно менять ситуацию. Ничего страшного в этом нет. Я никого не хочу обвинять.
