Брифинг Джея Карни, официального представителя Белого дома
Вопрос: О России. Президент собирается поддерживать отношения с Владимиром Путиным на том же уровне, что и с Дмитрием Медведевым? Такие отношения жизнеспособны или хотя бы желаемы после вопросов, поднятых вокруг выборов Путина, его легитимности и некоторой его антиамериканской риторики.
Джей Карни: Ну, я хотел бы сказать несколько вещей. Во-первых, наша политика по отношению к России базируется на наших интересах, а не на персоналиях. Политика «перезагрузки» с Россией, которой Президент придерживается после того, как занял свой пост, выгодна для США, они в интересах нашей национальной безопасности и коммерческих интересах. Вот почему он запустил «перезагрузку» и следует ей. Мы намерены продолжать сотрудничество и работу с Россией в тех областях, где достигли взаимопонимания, независимо от того, кто является Президентом.
Во-вторых, у нас было заявление – Госдепартамент его делал, я сейчас не могу точно сказать, – о российских выборах. Я верю, что международные наблюдатели отметили победу Владимира Путина большинством голосов. Но мы также в курсе сообщений о нарушениях. Мне нечего сейчас добавить по этому поводу. Это не политика, основанная на отношениях конкретных личностей. Это политика, основанная на национальных интересах США и на тех областях, где мы достигли согласия с Россией – по таким вопросам, как Иран, торговля и другие темы.
Вопрос: Если я не ошибаюсь, Президент пока не поздравил избранного президента Путина. Планирует ли он это сделать? Если нет, следует ли нам понимать это как сигнал?
Джей Карни: По-моему, они еще не разговаривали. Я уверен, что поговорят. Я бы не стал понимать что-либо под этим, учитывая напряженные графики их обоих.
Вопрос: Вы хотя бы выступили с поздравлением, как это делается для других стран и избранных лидеров?
Джей Карни: Поздравляли ли мы? По-моему, что-то было в Госдепартаменте.
Вопрос: А что-то из Белого Дома?
Джей Карни: Что-то могло быть. Мне нужно проверить это. Мне кажется… Я в каком-то смысле пересказал заявление с прошлого брифинга. Я не помню, передавал ли я [официально] такое заявление или нет.
Вопрос: Да, но когда Штаты делали это заявление – я был на этом брифинге [брифинг Госдепартамента] – там сказали, что когда результаты выборов будут подведены, последуют заявления с именами и соответствующими поздравлениями с самого верха. Вы и есть самый верх [Смех]. Так когда оно последует?
Джей Карни: Я точно не могу сказать. Но поскольку вы отсылаете на брифинг Госдепартамента, я вас по этому вопросу отошлю туда же. Я, безусловно, сообщу вам о любом разговоре между Президентом и новым российским Президентом, когда он состоится.
Заявление официального представителя Госдепартамента США Виктории Нюлэнд (5 марта 2012 г.)
Вопрос: Могу я вернуться к России, если позволите? (…) Вы говорили, что после того, как итоги выборов будут подведены, начнется некий раунд контактов, заявлений и прочего. Не могли бы вы описать, как это происходит? Например, следует ожидать телефонного звонка или чего-то другого? Каков протокол здесь?
Виктория Нюлэнд: Думаю, вам следует следить за этим. Главное — все контакты на высшем уровне происходят после того, как итоги выборов официально подведены. Барак Обама уже называл Владимира Путина «новым российским президентом». Это случилось 6 марта, когда он отвечал на вопрос о предстоящем саммите «Большой восьмерки»: «Думаю, погода будет хорошей в это время года. Это даст мне возможность провести время с господином Путиным, новым российским президентом. И после этого мы полетим в Чикаго [на саммит НАТО]».
