Протоиерей Всеволод Чаплин: Нужна ли, возможна ли «православная» / «христианская» партия?

Начинается период активного партийного строительства в России. Закон не допускает создания партий по религиозному признаку, однако формирование «православной» или «христианской» партии возможно без указания об этом в названии. Например, христианские демократы в Европарламенте называют себя Европейской народной партией, а умеренные политические мусульмане в Турции — Партией справедливости и развития.

Для создания таких партий нет преград и со стороны Церкви. В Основах её социальной концепции говорится: «Существование христианских (православных) политических организаций, а также христианских (православных) составных частей более широких политических объединений воспринимается Церковью как положительное явление, помогающее мирянам совместно осуществлять политическую и государственную деятельность на основе христианских духовно-нравственных принципов.

Упомянутые организации, будучи свободны в своей деятельности, одновременно призываются к советованию с церковным Священноначалием, к координации действий в области осуществления позиции Церкви по общественным вопросам» (V.4).

Однако в том же пункте документ ссылается на постановление Архиерейского Собора 1977 года, в котором говорится, что организации, участвующие в политическом процессе, «не могут иметь благословения церковного Священноначалия и выступать от имени Церкви. Церковного благословения не могут получить, а в случае его наличия лишаются такового церковно-общественные организации, ведущие предвыборную борьбу, вовлеченные в политическую агитацию».

Таким образом, Церковь одобряет перспективу создания христианских или православных партий, но не будет оказывать им эксклюзивной поддержки или давать благословения. Церковь существует для всех, а не только для сторонников одной политической силы.

Однако возникает главный вопрос: возможна ли «православная» или «христианская» партия в нынешней России? Опыт 1990-х годов, который я наблюдал, оказался скорее неудачным, хотя инициатива исходила от искренних людей. Главными проблемами стали раздробленность, мелкий вождизм и взаимная отчужденность, а иногда даже вражда.

Что касается сегодня, очевидно, что православные и христианские идеи озвучивают Конгресс русских общин, Народный союз, «Благодатная Россия», которые, похоже, готовы попытаться стать партиями. Ожидаю появления еще нескольких подобных инициатив.

Но не приведет ли это снова к раздробленности и, как следствие, к поддержке от 1 до 0,01% избирателей? Возникает еще один вопрос: перспективно ли создание православных или христианских групп в рамках действующих крупных партий? Был бы рад услышать различные мнения…

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы