Дмитрий Медведев встретился со студентами различных российских вузов и представителями молодёжных организаций в здании факультета журналистики Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова. Одной из главных тем беседы стали вопросы межнациональных отношений.
Д.МЕДВЕДЕВ: Я первый раз в этом здании. Здесь у нас присутствуют гости из разных мест, в том числе и не москвичи, но место такое энергетически сильное, сразу могу отметить. В последнее время я много стал встречаться и говорить, поэтому, если вы позволите, сегодня мы сделаем так: я сейчас буквально три-пять минут скажу вступительные слова, и после этого мы начнём общаться. Это будет интереснее для вас, и для меня будет несколько проще. Единственное, хотел бы предупредить – ровно через час мне нужно уехать. Поэтому у меня просьба – задавайте вопросы компактно, я постараюсь на них более-менее компактно отвечать.
В качестве темы для обсуждения, одной из тем, но очень важных, предлагаю тему межнациональных отношений. Эта тема для нашей страны всегда имела большое значение, но, надо признаться, за последние несколько лет она приобрела особую остроту. Наша страна всегда была многонациональной и имела свои проблемы. В советский период все эти проблемы тщательно ретушировались и иногда довольно жёстко подавлялись. Сегодня страна другая, это и хорошо, потому что мы все разные, задаём друг другу различные вопросы, что создаёт свои сложности, поскольку на территории России проживает сто восемьдесят национальностей. Исторический опыт их сотрудничества уникален. Такой федерации, как наша, нет.
Когда меня начинают учить некоторые иностранные коллеги, это бывает, они все такие менторы, рассказывают о том, как лучше развивать межнациональные отношения, демократию, политическую систему, они не принимают во внимание один фактор, который во многих, если не в большинстве стран, отсутствует. Все их федерации, как правило, мононациональны, и очень редко строятся по национальному или квазинациональному принципу. У нас другая ситуация, и более того, когда наше федеративное государство задумывалось, ещё в советский период, признаем, никакой федерации не было. Иосиф Виссарионович Сталин, который был, как известно, одним из руководителей Министерства национальностей, не собирался строить федеративное государство, но оболочка, форма федеративного государства использовалась с 1920-х годов. Но сегодня мы имеем реальную федерацию.
С этим в том числе связаны и некоторые проблемы развития этой федерации. Жизнь стала открытой. Никто из вас, конечно, не помнит института прописки, когда невозможно было зарегистрироваться в другом населённом пункте без связи. Сейчас можно ездить куда угодно и регистрироваться где угодно. И большие потоки начали мигрировать из одной части страны в другую. Также у нас присутствует поток мигрантов из азиатских государств и внутренняя миграция. К сожалению, не все, кто приезжает, готовы немедленно встроиться в жизнь в том или ином регионе, принять привычки и обычаи. К сожалению, есть случаи, когда такие крупные человеческие потоки приводят к объединению и созданию этнических преступных группировок.
На это нельзя закрывать глаза. Не секрет и то, что возникает ответная реакция населения. Она бывает оправданной и неоправданной, законной и незаконной. К сожалению, зачастую всё это превращается в охоту на приезжих, некоторых из которых даже убивают. Причём страдают не бандиты и не лидеры этнических преступных групп, которые спрятаны и заботятся о своих интересах, а самые беззащитные. Существует и другой процесс: продолжается отток русских из значительной части регионов. Всё это создаёт поводы для межнационального раздражения, для напряжения.
Статистика на эту тему хорошо известна: за 9 месяцев текущего года иностранными гражданами было совершено 34,5 тысячи преступлений, против иностранных граждан – около 10 тысяч. На оперативном контроле в органах МВД состоят 55 различных этнических преступных группировок, семь из которых имеют экстремистскую направленность. Как нам ответить на эти вызовы? Мне кажется, здесь ответ может быть только один – наше государство должно быть сильным и единым.
У меня было тяжёлое ощущение, когда развалился Советский Союз. Не потому что я был поборником социалистических ценностей, скорее наоборот. Но когда чувствуешь, как исчезает твоя Родина, как она разваливается на куски – это очень тяжёлое ощущение. Поэтому все преступники, экстремисты, сепаратисты не должны делиться по межнациональному признаку, но должны наказываться, не чувствуя себя под защитой закона или каких-либо группировок.
Наконец, должна быть разумная национальная политика – это самое сложное. Об этом проще говорить и писать концепции, иногда полезные, иногда бессмысленные, но гораздо труднее воплощать на практике. Должно быть современное образование во всех частях нашей страны и осознание того, что наш культурный опыт сосуществования разных наций – это наше богатство. Только вместе мы сможем быть сильными в этом глобальном мире. Тем более что весь мир объединяется, а не разбредается по разным местам. Лучший способ поддерживать такие отношения – это диалог. Как его вести, я хотел бы спросить у вас.
Будущее принадлежит вам, и вам придётся решать через 5–10 лет самые острые проблемы, стоящие перед нашей страной. Решать так, чтобы не дать нашей стране погрязнуть в стычках и не спровоцировать дезинтеграцию, что, к сожалению, всегда есть опасность. Ребята, я, к сожалению, очень многих здесь вижу впервые, поэтому буду в вас тыкать, а вы не обижайтесь. Я просто пальцем показываю, а вы, если не сложно, представляйтесь, чтобы я мог обратиться к вам. Давайте, начнём с вас, вы ближе всех. Пожалуйста.
Г.ОВАКИМОВ: Здравствуйте, Дмитрий Анатольевич. Меня зовут Георгия, и я – яркий пример дружбы народов. У меня отец – армянин, мама – грузинка, бабушка – русская. Я родился в Грузии, в Тбилиси, и в 1995-м году, когда началась война, мы переехали в Москву. У нас на лестничной клетке в соседней квартире жила русская женщина, баба Рита. Она, видя как нам сложно, решила помочь – сдала нам свою квартиру, несмотря на критику. Мы жили там несколько лет и благодарны ей по сей день.
Д.МЕДВЕДЕВ: Знаете, почему? Просто нормальный человек.
Г.ОВАКИМОВ: Да. Мне кажется, она жила в Советском Союзе, где не было деления на национальности. Тогда был один единый советский народ.
