Не полагайтесь на российское правосудие

Российские правоохранительные органы находятся под влиянием коррупции, чутки к сигналам политической власти и часто отстаивают собственные бизнес-интересы. Это подрывает доверие к запросам об экстрадиции, поступающим от Генпрокуратуры РФ. Экстрадиция, как важнейший институт межгосударственного сотрудничества в правовой сфере, в России нередко служит инструментом беззаконной расправы над людьми.

Даже если запросы из России формально корректны (что бывает не всегда), нет гарантии, что подписывая решение о выдаче подозреваемого, вы не соучаствуете в его передаче на заклание. Скорее всего, экстрадированный в Россию не получит доступ к компетентному и независимому суду, а будет репрессирован под видом судебной процедуры. В этом контексте «простых» экстрадиционных дел не существует. Тяжкие обвинения против личности могут скрывать преследование предпринимателя, у которого через недобросовестную правоохранительную систему пытаются отобрать бизнес, а обвинения в экономических преступлениях часто используются для расправы с политическими оппонентами.

Каждое должностное лицо западных государств, занимающееся вопросами экстрадиции, должно осознавать, как много зависит от его решения. На кону стоит жизнь конкретного человека, а также жизни и здоровье его родных и близких. Возвращенный в Россию человек столкнется с негуманной системой, которая не будет учитывать его конституционные права. Обвиняемый может погибнуть в российском СИЗО из-за отсутствия необходимой медицинской помощи, как это произошло с юристом Сергеем Магнитским. Свидетелей могут довести до инвалидности следователи, если они откажутся давать нужные показания — так, произошло с испанским гражданином Антонио Вальдес-Гарсия.

В России людей могут дважды осудить за одно и то же деяние, как это было с Михаилом Ходорковским и Платоном Лебедевым. Мы убеждены, что экстрадиция должна способствовать справедливому судебному решению по существу дела и не может закрывать доступ к правосудию. Оправдательные приговоры в российских судах составляют менее одного процента и воспринимаются судебной системой как редкое явление.

Российское правительство злоупотребляет международными договорами об экстрадиции и правовой помощи, системой Интерпола и другими многосторонними конвенциями, чтобы преследовать невинных людей — политических оппонентов, тех, чью собственность чиновники хотят отнять, или просто тех, с кем у них есть личные счеты.

Мы призываем неравнодушных граждан стран, с которыми у России подписаны соглашения об экстрадиции, требовать от своих правительств разработки механизмов, которые надежно защитят их правовые системы от злоупотреблений со стороны российских властей. До создания таких механизмов должен быть введен полный мораторий на исполнение экстрадиционных запросов, оказание правовой помощи и выполнение поручений в рамках системы Интерпола.

Вы можете обратиться к своему правительству с этим требованием через наш сайт или любым другим способом. Мы надеемся, что вскоре правовой нигилизм, охвативший правоохранительные и судебные системы России, будет обуздан, и мы вернемся к полноценному сотрудничеству с ЕС в области экстрадиции.

Подписали: Наум Ним, Григорий Пасько, Григорий Чхартишвили, Людмила Алексеева, Сергей Ковалев, Владимир Буковский, Наталья Фатеева, Лев Пономарев, Алексей Симонов, Нина Катерли, Виктор Шендерович, Юрий Вдовин, Эрнст Черный.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы