Трое детей и совесть
В Минске была позавчера перейдена грань, отделявшая прежде авторитарный режим от диктатуры. Это уже не просто авторитаризм, это настоящая диктатура. Лукашенко вчера говорил, не останавливаясь, несколько часов, утверждая, что дал указание действовать «жесточайше». Он также упомянул о планах разобраться со средствами массовой информации и начать регулировать интернет. Судя по всему, оппозиционные партии ожидает ликвидация. «Больше бестолковой демократии не будет», — заявляет он.
Пять кандидатов в президенты по-прежнему находятся под арестом, и никто не знает, где они. Лукашенко уверяет, что он знает их местонахождение, и добавляет: «Мы больше вам такого подарка не дадим». Этим «подарком» он подразумевает исчезновение оппозиционной верхушки в 1999 году — таких как Гончар, Захаренко, Карпенко и финансировавший их бизнесмен Красовский.
В Интернете появляется много рассказов о том, как задержанных сутки держали в автозаках и в неотапливаемых тюремных коридорах, лишая еды и питья. На вчерашних судах, которые продолжались всего по три-пять минут, выступали подставные свидетели и милиционеры. Чистки продолжаются — например, из квартиры забрали Александра Федуту, который когда-то был сторонником Лукашенко и возглавлял его первую предвыборную кампанию в 1994 году. Теперь он в тюрьме.
Аресты продолжались весь день и продолжаются сегодня. Вечером был арестован лейтенант милиции Александр Класковский, его имя никому не известно. На видео с площади видно, как он, в милицейской форме, пытается остановить спецназ со щитами и дубинками: «Хлопцы, вы что, идиоты? Я армию прошел, бей, я бить тебя не буду, бей». Позднее за ним приехали, выломав дверь в его квартире на проспекте Рокоссовского. Теперь он арестован, и никто не знает, где он, у него трое детей.
Герой площади Независимости, лейтенант Александр Класковский
Наверняка все видели видео о событиях в Минске 19 декабря. Человека на видео зовут Александр Класковский, он служил в органах внутренних дел Белоруссии с марта 1999 года по март 2005 года. Вчера МВД Республики Беларусь выпустило пропагандистский пресс-релиз, где говорится, что Класковский «зарекомендовал себя с отрицательной стороны как недисциплинированный сотрудник». Его обвиняют в неумении соблюдать служебные нормы.
Вечером 20 декабря квартиру лейтенанта штурмовали трое сотрудников КГБ в штатском. Они конфисковали компьютер, фотоаппараты и флэш-карты, а самого Класковского увезли в неизвестном направлении. «Ему будет предъявлено обвинение в организации массовых беспорядков», — сообщил начальник пресс-службы ГУВД Минска. Класковскому грозит от 5 до 15 лет лишения свободы.
Минск, площадь Независимости
Когда-то эта площадь называлась площадью Ленина, сейчас она носит имя Независимости. Но памятник вождю мирового пролетариата по-прежнему возвышается над ней. Здесь происходят акты насилия, в том числе против поэтов, писателей и журналистов. Лауреат премии журнала «Флорида» поэт Константин Северинец в связи с избиением поэта Владимира Некляева написал: «В стране, где бьют поэта по лицу, подлец в лицо не скажут подлецу». Однако час пробьёт, и народный гнев сметёт жалких подлецов.
Сын Константина, белорусский писатель Павел Северинец, а также сын другого моего товарища, Александр Класковский, тоже были арестованы. Может быть, президент России Дмитрий Медведев прав, утверждая, что в соседней стране все в порядке. Однако кажется, что что-то не так, когда безоружных людей бьют на улицах.