На мой пост от 11 октября откликнулся Леонид Гозман. Тема разговора очень важна, поэтому я выношу переписку в отдельный пост.
Уважаемый Виктор Анатольевич! На прошлой неделе в программе «Особое мнение» радиостанции Вы аппелировали лично ко мне, спрашивая, где же моя позиция по поводу Ходорковского? Позиция СПС и моя личная с самого начала была совершенно определенной: мы были первой партией, которая выступила против его ареста, и активно участвовали в акциях в его защиту. Свою позицию мы не меняли.
В последние дни мне удалось высказаться на эту тему на радиостанции «Эхо Петербурга», на пресс-конференции в Балтийском информационном агентстве 10 октября и сегодня в эфире Русской службы новостей. Надеюсь, Вы поверите мне, если я скажу, что делал это не в рамках борьбы за Ваш голос, а потому что такова моя принципиальная позиция, не связанная ни с каким партстроительством. Хотя, конечно, Ваш голос и Ваше уважение для нас очень важны.
Кстати, если Вам интересно, я с удовольствием расскажу, что на самом деле происходит в СПС.
С искренним уважением, Леонид Гозман
Уважаемый Леонид Яковлевич! Спасибо за отклик – говорю это без иронии. Свое отношение к эволюции СПС я высказал – попробую еще раз, кратко. Дело, разумеется, не в каких-либо персональных неприязнях – их нет. Просто в «сурковской» конструкции СПС перестала быть партией, частью демократического института свободных выборов. Или даже – демократической частью несвободных выборов, какой партия была в декабре 2007-го, когда именно на СПС обрушился главный удар власти.
Кто вы теперь? Некоторый инструмент влияния внутри одной из башен Кремля? Ну, допустим. Теперь давайте сопоставим меру этого влияния с мерой вреда от окончательной дискредитации крупной демократической партии. Моя оценка баланса – отрицательная. Надеюсь, у Вас нет иллюзий насчет роли, которую будет играть новый СПС в этом кремлевском загончике.
Я уже писал своим бывшим коллегам по НТВ (после второго разгона): длина поводка выясняется в тот момент, когда тебе надо не туда, куда нужно хозяину… Вам разрешили высказаться в защиту Ходорковского на «Эхо Петербурга» – отлично! Теперь попробуйте на Первом канале. Нельзя? Давайте выйдем на митинг – к Останкино насчет свободы слова, к Верховному суду насчет Ходорковского… Это законно и это справедливо, не так ли? И я не представляю себе партии, которая, представляя интересы десятков миллионов россиян, пренебрегла бы такой возможностью.
Выйдем – и я смогу сказать, что СПС представляет мои интересы и интересы всех граждан России, желающих жить в свободном государстве. До тех пор – для меня и вышеупомянутых граждан – СПС является только частью кремлевской декорации. В этой декорации должен присутствовать либеральный флер, и Вас милостиво пускают поговорить на «Эхо Петербурга» (а меня на «Эхо Москвы»).
Но я – журналист, а вы – политик. Мое дело – комментировать текущую политику, ваше – ее менять, не так ли? Участие в сурковском проекте – хорошая штука, если рассматривать ситуацию в рогозинской парадигме. Дмитрий Олегович (предыдущий, до СПС, продукт из сурковской пробирки), чуток побуянив, конвертировал свою оппозиционность в жирную государственную должность – это почтенный путь, по крайней мере понятный. Вам-то зачем?
Надеюсь – действительно надеюсь! – что в случае окончательного ухода СПС «под Суркова» мы имеем дело с добросовестным заблуждением, а не с бартером. Что же до Вашего предложения – за тем, что происходит в партии, я, разумеется, буду продолжать следить, и для этого мне не надо быть посвященным во внутрипартийные тайны.
Если с СПС снова произойдет что-то важное для меня как избирателя, поверьте, я это замечу. Заметите это и вы – у Вас снова появится мой голос.
С уважением, Виктор Шендерович