Заявление членов СПЧ в связи с протестными акциями

Екатерина Шульман: Под этим заявлением — подписи 29 членов Совета из 50. Тем не менее, это заявление членов Совета, а не заявление Совета, что является изящным различием, понятным каждому, кто имел дело с коллективными органами. Коллеги подписывались под ним все выходные, и вот теперь нас двадцать девять: Татьяна Андреева, Светлана Айвазова, Александр Асмолов, Андрей Бабушкин, Александр Верховский, Екатерина Винокурова, Павел Гусев, Наталья Евдокимова, Иван Засурский, Игорь Каляпин, Анатолий Ковлер, Юрий Костанов, Светлана Маковецкая, Тамара Морщакова, Ева Меркачева, Леонид Никитинский, Мара Полякова, Генри Резник, Владимир Ряховский, Николай Сванидзе, Ольга Сидорович, Анита Соболева, Александр Сокуров, Павел Чиков, Илья Шаблинский, Екатерина Шульман, Сергей Цыпленков, Игорь Юргенс, Евгений Ясин.

Мы были на митингах 12 июня, 20 июля, 27 июля и 3 августа, присутствовали в ОВД, судах и спецприемниках. Мы не видели массовых беспорядков, но стали свидетелями массовых необоснованных задержаний, полицейского насилия, фальсификации протоколов, нарушения прав граждан на защиту, достоинство и безопасность. Это заявление следует рассматривать в совокупности с публичной позицией Федеральной палаты адвокатов, Адвокатской палаты Москвы, Комитета против пыток, Московской Хельсингской группы, Общероссийского гражданского форума, организаций Апологии протеста, Международная Агора и Команда 29.

Оригинал от 27 июля и 3 августа 2019 года включает участие ряда членов Совета в наблюдении за протестными акциями в центре Москвы. Члены Совета также изучали позицию правоохранительных органов, жалобы и заявления участников акций, а также документы, свидетельствующие о характере указанных акций и действиях сотрудников правопорядка. Власти города имели право ограничивать доступ к участкам улиц и площадей, которые могли служить местами проведения несогласованных акций, и обеспечивать охрану зданий, занимаемых органами государственной власти.

Однако, согласно наблюдениям членов Совета, основным средством противодействия гражданам, принимавшим участие в несогласованных акциях, стали массовые задержания как их участников, так и всех лиц, оказавшихся в поле зрения полиции. Административные задержания участников несогласованных акций могут быть правомерны, если связаны с конкретными правонарушениями и применяются «в исключительных случаях» для обеспечения правильного рассмотрения дела. Нахождение граждан на улицах и площадях без агрессивных действий не может быть основанием для административных мер.

Кроме того, по закону, каждый сотрудник полиции при задержании обязан представиться и объяснить причины применения такой меры. Однако почти все задержания, происходившие на глазах членов Совета, были выполнены с нарушениями этой процедуры, выглядели немотивированными и случайными. Один из задержанных без оснований — член Совета И. Каляпин. Анализ видеоматериалов также подтверждает эти выводы. Задержания часто производились жестко, с необоснованным применением силы и с унижением достоинства задержанных. Некоторые задержанные, например, К. Коновалов, получили серьезные травмы, включая перелом ноги.

Задержанные проводили много часов в спецтранспорте в тяжелых условиях. После доставки в отделения полиции адвокатам нередко запрещали доступ к доверителям. Такие случаи были зафиксированы 27 июля в ОМВД «Аэропорт», где адвокат не мог попасть к Коновалову, и в других отделах. 3 августа в ОМВД «Хамовники» адвокатов долго не допускали к задержанным, в том числе к несовершеннолетним, со ссылкой на план «Крепость». Такие же затруднения наблюдались в ОМВД Таганский, «Гагаринский», «Богородское» и других.

Серьезную озабоченность вызывают случаи, когда адвокаты не допускались в отделения полиции уже после начала следственных действий со стороны Следственного комитета, что является нарушением уголовно-процессуального законодательства. Были зафиксированы случаи отказа задержанным в передаче воды и пищи, угрожая им. Эти действия противоречат статье 21 Конституции Российской Федерации, запрещающей умаление достоинства личности, и международным обязательствам России по защите прав человека.

Данные факты указывают на непропорциональное применение насилия. Все эти обстоятельства вызывают серьезную тревогу. Учитывая, что первопричиной конфликтной ситуации в Москве был спор в ходе избирательной кампании, необходимо подчеркнуть, что органы власти не должны проявлять предвзятость по отношению к гражданам в связи с их политическими убеждениями. Практика произвольных задержаний должна быть прекращена, а конфликты — разрешаться мирным политическим диалогом и честными выборами.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы