Друзья, сегодня я обращаюсь к вам с просьбой о репосте. Буду признателен, если вы прочтете этот текст и, по возможности, распространите его. Вчера я столкнулся с настоящим полицейским произволом и сейчас пытаюсь восстановить справедливость. Вкратце расскажу о произошедшем и своих дальнейших действиях.
Вчера, 3 августа 2018 года, я, преподаватель НИУ ВШЭ Бродский Владимир Игоревич, возвращался домой после выставки в галерее на Солянке. Примерно в 20:20 на площади Ярославского вокзала ко мне подошли трое крепких мужчин в штатском, представившиеся сотрудниками Уголовного розыска. Двое из них показали удостоверения, а третий, заметно младший, никаких документов не предъявил. Мне удалось запомнить имя одного из них – прапорщик полиции Топорец.
У меня потребовали документы на проверку, не поясняя причину. Я передал Топорцу свое водительское удостоверение, которое он, не глядя, положил в карман. Меня попросили пройти в отделение «для проверки по компьютеру». На вопрос, является ли это задержанием, ответ не последовал. Я предложил показать электронную справку о несудимости, но это их не заинтересовало. Понимая, что конфликтовать не стоит, я решил пройти с ними в отделение, что, пожалуй, стало моей главной ошибкой.
В отделении я быстро понял, что никакой «проверки по компьютеру» не будет – меня отвели в подвальное помещение и закрыли дверь. Спустя некоторое время сотрудники стали требовать, чтобы я вынул из карманов личные вещи. Я настаивал на участии понятых и необходимости составления протокола досмотра. Топорец и его коллега предложили два варианта – «по-хорошему» (без протокола) и «по-плохому». В этот момент я заметил у Топорца на бедре кобуру с оружием. Поняв, что ссылки на законы не помогут, я решил подчиниться их требованиям, хотя это тоже было ошибкой. К тому моменту я уже начал опасаться за свою жизнь и здоровье.
Далее началось настоящее беззаконие. Топорец обыскивал мои карманы, забрал кошелек, вынимал деньги и банковские карты. Второй сотрудник требовал разблокировать телефон, чтобы просмотреть переписки и фотографии. Топорец заставил меня снять носки и нижнее белье. Этот несанкционированный досмотр сопровождался запугиванием, сотрудники требовали признаться, «чем балуюсь», и даже пытались разглядеть что-то запрещенное на моих фотографиях. Я старался оставаться спокойным и не реагировать на провокации, но был разочарован их методами работы.
В итоге, не найдя ничего запрещенного, сотрудники сменили тон, начали улыбаться и называли меня «Володей», уверяя, что «такая работа». Меня отметили в журнале и отпустили. Вернувшись домой, я позвонил на горячую линию службы внутренней безопасности МВД и рассказал о противоправных действиях сотрудников полиции. Мне ответили, что «информация будет передана руководству», после чего положили трубку. Я также направил жалобу в прокуратуру через онлайн-приемную и планирую отправить письменные заявления.
Я решил написать этот текст по трем причинам. Во-первых, я совершил несколько ошибок, и мой опыт может помочь вам избежать подобных ситуаций. Во-вторых, мне важно получить советы. Достаточны ли предпринятые мной меры? Возможно, есть смысл обратиться куда-то еще, и я буду благодарен за любые рекомендации. В-третьих, в нашей стране огласка стала одним из немногих эффективных средств защиты прав граждан. Шанс на то, что надзорные и правоохранительные органы отреагируют на беззаконие, гораздо выше, если история становится публичной.
Поэтому я прошу вас о репосте. Понимаю, что в нашей стране происходят более вопиющие случаи, и мне, вероятно, даже повезло, что я избежал избиений и подбрасывания запрещенных предметов. Но это происшествие также является серьезным нарушением гражданских прав и унижением человеческого достоинства, и оно заслуживает огласки. Я не стремлюсь возместить ущерб, а хочу, чтобы подобное не повторялось с другими законопослушными гражданами. Прапорщик Топорец и его коллеги не должны служить в полиции и носить оружие.