Заявление Ассоциации владельцев кинотеатров
Москва, 17 января 2018 г.
Сегодня, 17 января 2018 года, российские кинотеатры получили уведомления от компаний-правообладателей о переносе выхода в прокат фильма «Приключения Паддингтона — 2» с 18 января на 1 февраля 2018 года. Также с 25 января на 1 февраля 2018 года переносится выход в прокат фильма «Бегущий в лабиринте: лекарство от смерти». Министерство Культуры РФ мотивировало свое решение тем, что указанные даты совпадают с ранее зафиксированной датой выхода другого фильма.
Ассоциация владельцев кинотеатров считает такое вмешательство недопустимым. Это не первый случай прямого вмешательства Министерства в хозяйственную деятельность кинотеатров. Похожие решения были приняты при выходе фильмов «Время первых» и «Салют-7», что привело к отложению выпуска одной из самых успешных картин 2017 года на полгода. Аналогично, при выходе фильма «А зори здесь тихие» прокат «Мстителей: Эра Альтрона» был перенесен на неделю раньше.
Командно-административные действия Министерства Культуры наносят ущерб не только кинотеатрам, но и дистрибьюторам, а главное — зрителям, которые вынуждены менять свои планы и часто возвращать уже купленные билеты. Например, согласно данным единой автоматизированной системы учета кинобилетов (ЕАИС), на фильм «Приключения Паддингтона-2» предварительно было продано билетов на сумму более 750 тысяч рублей, которые теперь должны быть возвращены зрителям, многие из которых — дети.
Успех российского кинематографа в 2017 году, когда доля российского кино в прокате превысила 25%, произошел благодаря коммерческим частным кинотеатрам. Владельцы кинотеатров вложили миллиарды рублей в строительство современных кинозалов, обеспечив высокие сборы для российских фильмов. Однако этот успех обусловлен не поддержкой, а игнорированием ручного управления со стороны Министерства.
Мы, владельцы кинотеатров, заявляем Министру Культуры РФ, что не он развивает киноотрасль и не создает успешные фильмы. Это заслуга талантливых режиссёров, сценаристов, актеров, продюсеров и съемочных групп. Министр распоряжается бюджетными средствами, полученными от налогоплательщиков, и не должен самостоятельно принимать решения, которые нарушают административные регламенты.
Мы также отмечаем, что ситуация в киноиндустрии требует внимания. В то время как в других странах услуги по выдаче прокатных удостоверений носят уведомительный характер, в России наблюдается усиление административного давления. Это ведёт к тому, что государственное регулирование возвращает нас к практике советского Госкино, что не может не вызывать опасений.
Ассоциация владельцев кинотеатров обращается к премьер-министру Дмитрию Медведеву с просьбой обратить внимание на реальную ситуацию в отечественной киноиндустрии, где наблюдается чрезмерное усиление административного регулирования. Чтение отчетов чиновников не отражает действительности. Например, Министерство Культуры не беспокоит, что шесть из более чем пятидесяти дистрибьюторов контролируют 90% кассовых сборов. В то же время вводятся штрафы за нарушения отчетности кинотеатров, без обеспечения необходимых условий для их выполнения.
Ассоциация настоятельно призывает к правовой оценке вмешательства чиновников в хозяйственную деятельность кинотеатров и к пересмотру нормативных документов, позволяющих такое вмешательство. Ведя политику уничтожения частного кинопредприятия, Министерство прикрывается лозунгами о защите национальных интересов.
Мы подтверждаем свою поддержку российскому кино — талантливому и интересному зрителю. Российские кинотеатры действуют в интересах зрителей и в рамках законодательства. Уверены, что грубое вмешательство госчиновников должно прекратиться. Киноиндустрия достигла такого уровня развития, когда вопросы могут решаться путем переговоров на основе взаимного уважения, а не директивных решений.
Министр культуры России Владимир Мединский, в ответ на жалобу Ассоциации, призвал оперировать конкретными данными. Он сообщил, что киносборы в стране за последние пять лет увеличились с 35 до 54 миллиардов рублей, а кино производство выросло на 120%. Мединский утверждает, что он руководствуется цифрами, а не эмоциями, и призвал кинопрокатчиков сосредоточиться на результатах.