Джонатан Аллен: Россия продолжает отрицать произошедшее

Выступление Джонатана Аллена, заместителя постоянного представителя Великобритании при ООН, на заседании Совета безопасности ООН по химическому оружию в Сирии:

Г-н Аллен (Соединенное Королевство): Позвольте мне выразить признательность нашим докладчикам за четкие разъяснения по фактам, представленные сегодня во второй половине дня. Также хочу поблагодарить главу Руководящей группы и всех ее сотрудников за их самоотверженную и экспертную работу на протяжении последних пяти месяцев по расследованию случаев применения химического оружия в Сирии.

Как мы сегодня слышали, эти расследования привели к четкому и недвусмысленному выводу. Сирия, будучи одним из членов Организации Объединенных Наций и участником Конвенции о химическом оружии, применила химическое оружие против своего собственного народа. Применение такого рода оружия кем бы то ни было и где бы то ни было является неприемлемым, и мы осуждаем подобные действия как со стороны сирийского режима, так и ДАИШ. Это оружие, которое 190 государств решили объявить вне закона, не имеет места в современном мире.

Однако мы уже сталкивались с подобным ранее. В прошлом году Совместный механизм по расследованию (СМР) сообщил о трех атаках сирийского режима с использованием отравляющего газа, а также о применении сернистого иприта ДАИШ. Тем не менее, некоторые члены Совета подвергли сомнению результаты расследования, которое они сами инициировали, и методологию, которую сами же утвердили. В феврале на действия Совета было наложено вето.

В настоящее время мы располагаем новым докладом, представленным независимыми экспертами Организации Объединенных Наций. В докладе изложен четкий вывод: 4 апреля в Хан-Шейхуне сирийский режим использовал зарин против своего собственного народа — всего через пять недель после того, как Россия заблокировала принятие мер Советом по поводу применения Сирией химического оружия.

Совместный механизм по расследованию выполнил все, о чем его просили члены Совета. Он сделал это тщательно и профессионально, а теперь, когда он представил свои выводы, мы должны выступить единым фронтом и осудить применение химического оружия со стороны ДАИШ и нападение сирийского режима в Хан-Шейхуне. Мы должны привлечь виновных к ответственности, но накопленный опыт показывает, что это может оказаться невозможным.

Россия продолжает отрицать произошедшее. С момента апрельского нападения Россия выдвинула ряд противоречивых гипотез, меняя свою позицию каждый раз, когда очередная из них оказывалась несоответствующей действительности, стремясь воспрепятствовать привлечению режима Асада к ответственности. Перед лицом доказательств Россия оперировала лишь выдумками и не представила никаких подтверждений своих утверждений.

Следователи внимательно изучили собранные доказательства. В своем докладе они разъяснили, как тщательно подошли к выполнению задания, получив информацию от 12 государств-членов, включая сам сирийский режим; как подтвердили научную достоверность информации и провели консультации с многочисленными экспертами. СМР пришел к выводам не на основе одного доказательства, а на основании всей совокупности имеющихся у него данных, что и характерно для любого профессионального расследования.

Ясно одно: самолеты сирийских военно-воздушных сил находились вблизи Хан-Шейхуна 4 апреля между 6:30 и 7:00, когда на город были сброшены боеприпасы. Воронка, из которой распространялся зарин, образовалась в результате сброса авиабомбы 4 апреля, и, что особенно важно, в зарине, найденном на месте происшествия и предоставленном сирийским режимом, был обнаружен тот же уникальный «химический след», что и в веществах, которые сирийский режим передал Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) в 2014 году.

Представитель России утверждает, что зарин можно легко произвести, в том числе в кустарных условиях. Я бы хотел попросить г-на Муле пояснить, насколько сложен процесс создания зарина, который оставляет точно такой же «химический след», как и тот, что имеется у сирийского режима. В 2013 году Россия обещала миру, что Сирия откажется от всех запасов химического оружия. Однако это обещание остается невыполненным, и Россия продолжает защищать Асада и его режим в ущерб народу Сирии и международному консенсусу.

Поэтому я призываю всех членов Совета продлить срок действия мандата СМР, который представил свои тщательные и убедительные выводы, обсуждаемые сегодня. Нам еще предстоит много работы. Недавно Миссия ОЗХО по установлению фактов представила доказательства возможного применения зарина в близлежащем Латамнехе 30 марта. Мы должны поддержать СМР и дать ему возможность выполнять свою важную работу.

Распространение Россией проекта резолюции не является серьезной попыткой обеспечить продление мандата. Это циничная уловка, направленная на дискредитацию профессионального, независимого и беспристрастного органа. Россия пытается «убить гонца», чтобы скрыть преступления сирийского режима.

Обращаясь к правительству Сирии, хочу заявить, что доказательства бесчеловечных преступлений собраны очень тщательно. В данный момент Россия защищает Сирию, однако наступит день, когда она будет призвана к ответственности за свои действия в соответствии с международным правом, и справедливость будет восстановлена для жертв.

Не может быть никакой компромиссной позиции в Совете Безопасности по вопросу химического оружия. Мы должны осуждать его применение в Сирии и поддерживать работу Совместного механизма по выявлению виновных. В противном случае мы, по сути, будем потворствовать этим нападениям и подрывать международную архитектуру, которую мы коллективно разработали для их пресечения.

Оригинал ЧИТАТЬ ВЫСТУПЛЕНИЯ:

  • Эдмонд Муле, глава совместногоmechanизма ООН по расследованию химатак в Сирии
  • Владимир Сафронков, заместитель постоянного представителя Российской Федерации при ООН
  • Никки Хейли, представитель США
Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы