С некоторым недоумением прочитал разговор Андрея Васильева, в котором обсуждали причины неудач Ходорковского в общественно-политической сфере после выхода из тюрьмы. Ведущий задал вопрос: почему у Ходорковского не получилось? На это был дан ответ, что за 10 лет тюрьмы он стал «не таким», и было желание «гнать» его команду.
Я много раз слышал похожее о самом Андрее, но по-прежнему считаю его очень талантливым человеком. Просто в свое время он попал в сферу притяжения Бориса Березовского, мир, который вращается вокруг денег и собственного величия. Я не против амбициозных людей, искренне любящих деньги — это нормально. Но есть моменты в жизни, где на первый план выходят другие качества: смелость, упорство и готовность отодвинуть себя на второй план ради молодёжи. Эти качества есть у Ники, поэтому я с ней работаю.
Да, мы, кому сейчас 40 и старше, проиграли. 17 лет назад могли отстоять демократию, но предпочли согласиться с выбором Ельцина, а затем не уперлись, когда началась реакция. Насколько мы были пассивны, когда за плечами шли события, такие как «первый этап внедрения ФСБ в правительство», «подставные проститутки» жен погибших на «Курске», гробление НТВ, трагедии Норд-Ост и Беслан. В итоге дошли до тысяч погибших на Донбассе. У меня есть слабое, но оправдание — я уперся и пошёл в тюрьму. А те, кто остались, что вы сделали за эти 10 лет?
Я вышел и не уселся на диване, хотя диван есть, и семья не в восторге. Но я ощущаю свою ответственность. А вы? Что касается результатов, то у людей бывают разные задачи. Есть «Коммерсант», где миллионы читают о бизнесе и «@путинмолодец», а есть сайт «Открытой России», где один миллион неравнодушных каждый месяц узнает о защите прав человека, о том, что российское гражданское общество живо. Причём не только «вообще», а и о том, что мы конкретно делаем.
Когда с человеком происходит беда, он считает, что живет в свободной стране и может выражать своё мнение, знает, куда бежать, а мы постараемся помочь, насколько это возможно благодаря таким, как Ника, Маша, Полина и другим, кто знает, куда присылать свои деньги, чтобы они превращались в усилия адвокатов и поддержку семей заключённых.
Пусть это пока не много, но важно стремление помочь самим, а не снобистски комментировать и ждать, чтобы кто-то другой «сделал красиво» и принёс демократию на блюдечке. Так не бывает. Демократию делают своими руками, своими рублями, своими жизнями, или же получают нового вождя. Кто-то ведёт молодёжь, как Навальный. Кто-то работает с «городским классом», как Гудков, а кто-то занимается гражданским образованием и отстаивает права людей, как я, Ника и другие. Есть и те, кто «живет на пенсии» или зарабатывает деньги и рефлексирует — и это тоже право!
Но когда мы победим, и Нике, и Дмитрию, и Алексею, и даже мне будет чем гордиться. А будет ли чем гордиться вам?