«Девушки с пониженной социальной ответственностью», – этот эвфемизм ввел в русский язык президент Владимир Путин, обсуждая секс-работниц. Почему у них низкая социальная ответственность? Вероятно, из-за самой профессии. Однако представители объединения секс-работниц «Серебряная роза» в Татарстане стремятся доказать обратное. Как стало известно, объединение обратилась к Минздраву РТ с инициативой участия в профилактике ВИЧ-инфекции. Более того, они предложили использовать средства, полученные по программе поддержки от Открытого института здоровья при Министерстве здравоохранения. Официальной реакции министерства пока не было.
– Как там сказали, пониженная социальная оценка? Ответственность? – переспрашивает одна из девушек, работающих в казанской секс-индустрии. – У меня, например, двое детей, съемная квартира, я их обеспечиваю. Один ребенок ходит в школу, вторая в этом году пойдет. Я не вижу, как здесь может быть пониженная социальная ответственность. Её коллега отмечает, что для нее социальная ответственность – это регулярные проверки на наличие ЗППП, чтобы не навредить как себе, так и окружающим.
Каждая из них имеет свой взгляд на ответственность перед людьми. Но секс-работницы одного города – это не просто ряд отдельных индивидов, а сообщество, которое также берет на себя социальную ответственность. Слова о низкой социальной ответственности секс-работниц прозвучали из уст президента России на пресс-конференции 17 января, посвященной инаугурации президента Молдавии. Путин упомянул о появившейся в американских СМИ информации, что Дональд Трамп якобы вызывал местных секс-работниц во время визита в Москву. Кремль и Трамп опровергли эту информацию, а Путин сравнил авторов публикации с теми, кого, по слухам, вызывал Трамп: – Я с трудом могу представить, что он побежал в отель встречаться с нашими девушками с пониженной социальной ответственностью. Хотя они действительно лучшие в мире. Но сомневаюсь, что Трамп на это клюнул. Далее он продолжил о проблемах секс-работниц: – Проституция – это серьезное социальное явление. Молодые женщины занимаются этим часто потому, что не могут обеспечить себе достойную жизнь. Это в значительной степени вина общества и государства.
Несмотря на характеризацию представительниц секс-индустрии, Ирина Маслова, глава «Серебряной розы», высказывает благодарность президенту за внимание к проблемам девушек этой профессии – почти полторы минуты экранного времени. – Да, наши секс-работницы действительно лучшие в мире! – комментирует она. – И правильно сказано, многие зарабатывают этим на хлеб для себя и своих семей. Однако секс-работницы в России также отдают «мзду» полиции и бандитам, получая взамен унижение, побои и беззащитность.
О проблемах насилия над секс-работницами «Серебряная роза» уже неоднократно заявляла. Так, в Казани недавно состоялась премьера спектакля «Просто мы», посвященного данной теме. Но теперь перед ними ставят задачу социальной ответственности. На это объединение также имеет ответ. Как стало известно, «Серебряная роза» направила в Минздрав РТ и республиканский СПИД-центр меморандум о намерении проводить в Казани мероприятия по профилактике ВИЧ/СПИД в сфере секс-индустрии. Копия этого документа имеется в распоряжении редакции. В меморандуме «Серебряная роза» предлагает министерству сотрудничество без запроса каких-либо материальных ресурсов. Мероприятия будут финансироваться за счет Открытого института здоровья, который реализует программу по повышению доступа уязвимых групп населения к услугам профилактики и лечения ВИЧ/СПИД в России.
На эти средства активисты планируют проводить выездную социальную работу среди женщин, оказывающих сексуальные услуги, их клиентов и ближайшего окружения, осуществлять тестирование на ВИЧ и ЗППП, а также предоставлять медико-социальную поддержку. «Серебряная роза» намерена проводить такие мероприятия в Москве, Санкт-Петербурге и Казани. К местным органам здравоохранения объединение обращается по двум причинам: совместная работа будет более эффективной, чем отдельно, и таково требование Открытого института здоровья.
В меморандуме представители «Серебряной розы» прогнозируют, что благодаря совместной работе можно будет увеличить охват целевой аудитории в среднем в два раза. Однако здесь возникает вопрос о численности целевой аудитории. По данным организации «Новый век», в Казани около 1 200 секс-работниц, а по данным «Серебряной розы» – около 10 тысяч. Ирина Маслова сообщила, что в Минздраве РТ недавно прошло совещание по вопросу сотрудничества с «Серебряной розой». Официального подтверждения этой информации получить не удалось: пресс-служба министерства сказала, что меморандум к ним не поступал.
Таким образом, позиция ведомства относительно социально ответственных секс-работниц остается неясной. – У кого тогда социальная ответственность выше: у девушек, готовых бороться с ВИЧ, или у чиновников? – задает вопрос Маслова. – Я не буду ничего никому доказывать. Ок, пусть пока будет так. Но я все равно приду с проектом, возможно, не сейчас. Приду ради тех девушек, которые делились своими историями для спектакля «Просто МЫ». Приду, чтобы показать «повышенную социальную ответственность» секс-работниц Татарстана, которые могут стать реальным барьером для эпидемии ВИЧ.
Александр Артемьев