В Министерстве иностранных дел России прокомментировали инициативу создания международного трибунала по делу о катастрофе малайзийского «Боинга» в воздушном пространстве Украины. 13 июля состоялась встреча заместителя Министра иностранных дел Российской Федерации Г.М. Гатилова с главами дипломатических представительств Австралии, Бельгии, Нидерландов, Малайзии и Украины. На встрече была озвучена позиция, поддерживающая учреждение международного трибунала для расследования катастрофы самолета Malaysian Airlines МН-17 и принятие соответствующей резолюции Совета Безопасности ООН на основании главы VII Устава ООН.
Представители упомянутых стран выразили намерение обсудить эту инициативу на заседании ООН в Нью-Йорке, стремясь к созданию трибунала, не дожидаясь завершения текущих технических и уголовных расследований. Российская сторона высказала глубокие соболезнования в связи с трагедией, унесшей жизни 283 пассажиров и 15 членов экипажа. Подтверждена приверженность реализации резолюции 2166 Совета Безопасности ООН, инициированной Россией, которая предполагает необходимость всестороннего и объективного расследования катастрофы и обеспечения наказания виновных.
Отмечена преждевременность предложения о создании международного трибунала. Россия призвала вернуться к правовым рамкам резолюции 2166, являющейся единственной приемлемой основой для сотрудничества международного сообщества в вопросах установления причин трагедии и предотвращения подобных инцидентов в будущем. Особенно подчеркнута заинтересованность России в тщательном расследовании крушения малайзийского «Боинга». Также отмечено, что у России есть серьезные вопросы относительно слабой доказательной базы и ограниченного доступа к расследованию.
Российские специалисты, обладающие опытом и знаниями в области расследования авиакатастроф, не получили равноправного доступа к материалам международной группы по техническому расследованию. Напоминается, что предложения России о создании прозрачного международного расследования, использующего механизмы Совета Безопасности ООН, были заблокированы. Многочисленные призывы России задействовать Совет для контроля за выполнением резолюции 2166 оставались без ответа.
Также обозначены серьезные вопросы к порядку ведения расследования в соблюдении стандартов Международной организации гражданской авиации (ИКАО). В частности, остаются без реакции запросы о предоставлении украинской стороной информации о военных действиях в день катастрофы, включая данные о ракетах класса «воздух-воздух» и «земля-воздух», полетных планах украинских летательных аппаратов и перемещениях военной техники.
Таким образом, за год резолюция 2166, содержащая четкие требования к расследованию МН-17, не была выполнена. Удивляет, что члены Совместной группы по расследованию (СГР), не обсудив свои действия с другими заинтересованными сторонами, сразу предложили резолюцию Совета Безопасности по главе VII Устава ООН, несмотря на то, что предыдущая резолюция не квалифицировала катастрофу как угрозу международному миру.
Сомнения вызывает и сам принцип создания международных судебных механизмов решениями Совета Безопасности ООН, подвергающийся критике со стороны многих государств и экспертов. Примеры международных трибуналов, таких как МТБЮ и МТР, подтверждают этот скепсис: их деятельность оказывается неэффективной, длительной и политизированной.
К тому же, до сих пор не было прецедентов создания международных трибуналов для уголовного преследования лиц, виновных в атаках на гражданскую авиацию. Не было предложений создать трибунал после сбития иранского пассажирского самолета в 1988 году или после трагедии российского самолета «Сибирь» в 2001. Поспешность с принятием новой резолюции может указывать на попытки отдельных государств использовать трагедию МН-17 для давления на Россию.
В завершение беседы было вновь подчеркнуто, что создание международного трибунала решением Совета Безопасности ООН не является адекватным механизмом ответственности в данном случае.