Александр Жунев, художник: 12 апреля 2015 . Гагарин. Распятие

12 апреля 2015 года совпали два значимых праздника: День космонавтики и Пасха. Такое стечение обстоятельств кажется весьма символичным, ведь наука и религия долгое время находились по разные стороны баррикад, стремясь завоевать умы людей. Работа «Гагарин. Распятие» — это моя попытка обсудить многовековое противостояние с использованием современного искусства.

В Средние века жертвами борьбы становились такие мыслители, как Джордано Бруно и Галилео Галилей, которые продвигали научные теории о Вселенной. Советская власть же использовала храмы как склады, клубы и производственные помещения, не стесняясь репрессировать священнослужителей. Духовное воспитание народа на протяжении долгого времени осуществлялось строителями коммунизма при активной поддержке атеистически настроенных ученых. Попытки объяснить происхождение мира продолжались, и сегодня, кажется, наука и религия приходят в хрупкое равновесие.

Российская наука уже не оказывает такого сильного влияния на нашу духовную и экономическую жизнь. Однако космонавтика, флагман русской науки, сохраняет свои позиции и считается лучшей в мире, являясь символом современного Фомы Неверующего. Духовенство, восстановившись после советского давления, набирает силу: государство помогает вернуть церкви утраченные храмы и другую недвижимость. Число верующих увеличивается как среди простых людей, так и среди видных политиков. Между наукой и религией уже нет необходимости делить сферы влияния и соперничать за лояльность государства.

Тем не менее, наблюдается новое противостояние: религия сегодня инквизирует представителей современного искусства, а наука становится догматичной, изгоняя носителей альтернативных мнений из своего круга. Почему Гагарин? Он символизирует современного Иисуса от науки, принявшего на себя первые космические муки человечества. Его тяга к звездам привела к тому, что он стал суперзвездой, подобно Христу. Образ Гагарина используется государством как икона патриотизма; он «воскрес» в медийном пространстве и в памяти народа, став неугасимым символом.

Место для работы выбрано не случайно. Стена находится рядом с бывшим ракетным училищем, а неподалеку расположен Спасо-Преображенский Кафедральный Собор, где в советское время размещалась Пермская Государственная галерея с уникальной коллекцией деревянной скульптуры, известной как Пермские Боги. Это единственные в России объемные изображения Христа. Сейчас здание Собора возвращено Православной церкви, однако новое место для галереи пока не найдено, и она продолжает функционировать на временных условиях.

Я хотел бы предостеречь как науку, так и религию от новых ошибок, подобных сжиганию Джордано Бруно. Человечеству не следует ждать сотен лет, чтобы реабилитировать невинно замученных творцов — художников, музыкантов, изобретателей, которые подвергли сомнению устоявшиеся истины. Таких людей часто не понимают, так как их идеи опережают современное время.

Кстати, я заметил интересное сходство в методах освоения пространства между РПЦ и граффити-райтерами. Каждый знает, что граффитчики, оставляя свои имена на стенах, словно метят свою территорию. Чем больше написано имен, тем больше «власти» на стене. Церковь действует аналогично: вместо имен они используют кресты, сигнализируя о намерении построить храм на понравившемся месте. Я решил по тому же принципу отметить хорошую стену для будущих масштабных стрит-арт проектов своим нарисованным крестом!

Оцените статью
Ритм Москвы