В спектакле о Великой Отечественной войне проведена параллель с современными событиями. Владимирский театр драмы в конце минувшей недели представил премьеру — спектакль «Молодая гвардия» в постановке режиссёра Владимира Кузнецова.
Сразу стоит отметить, что в репертуаре театра появился действительно скандальный спектакль. Работа над ним вызвала раскол в театральной труппе по политическим мотивам. Однако о политике поговорим позже.
Спектакль в целом является достойным вкладом к 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Режиссёрская работа Кузнецова заслуживает похвалы — средство выражения средоточено и точно, трагедия передана тонкими штрихами. Спектакль не отпускает внимание зрителей ни на минуту, и эти два часа не становятся лёгкой прогулкой. Страшно.
Актёрские работы тоже на высоком уровне, хотя среди героев нет особо выделяющихся персонажей — все они представляют общую массу. Это, возможно, и правильно, ведь Победа — это подвиг всего народа, где каждый является героем по-своему. Немцы же изображены как воплощение абсолютного зла, без капли сочувствия или второго дна. Никакого альтернативного прочтения истории.
Тем не менее, спектакль, по замыслу режиссёра, лишённый советской идеологии, перешёл в другую крайность — антиукраинскую пропаганду. Майдановцы становятся карикатурными немецкими захватчиками, выкрикивающими «Слава Украине, героям слава!», срывающими у актёра Георгиевскую ленточку и избивающими его. По сути, это попирает историю и подвиг предков.
Нельзя не отметить и популярные визуальные образы — автомобильные шины и развивающийся украинский флаг. События спектакля происходят в Луганской области, и параллели напрашиваются сами собой, особенно если опираться на телесюжеты центральных каналов. Однако, почему-то крайним в многолетних политических играх оказался украинский народ.
Вероятно, режиссёр не намеревался опорочить всю нацию, но «альтернативных» украинцев, которые говорят на «ридной мове» и стремятся к независимому, спокойному существованию, не представлено. И получается, что все украинцы выступают в роли агрессоров.
Если у тебя в руках национальный украинский флаг — ты фашист. Если ты говоришь по-украински — ты бандеровец. Если ты вышел на Майдан протестовать против власти, нищеты и беззакония — ты автоматически стал предателем Европы. Неясно, является ли такая упрощённость «украинского» вопроса личным мнением режиссёра или попыткой угодить официальной позиции.
Однако один эпизод вызывает множество вопросов. Не станет ли он причиной ещё большего разобщения между нациями? Не разделит ли он владимирских театралов на два лагеря? Не приведёт ли спектакль, который по сути утверждает, что единственный выход — война, к дополнительному стимулу к кровопролитию?
В год 70-летия Победы самое время вспомнить, насколько страшна война, и постараться сделать всё возможное, чтобы не вздохнуть однажды словами из спектакля: «А как хорошо мы жили…».