Предварительное замечание. Мне советовали продемонстрировать старческую мудрость и не скатываться в банальные обличения власти и её персоналий. Однако, насчёт мудрости посмотрим. Мой давний руководитель, Израиль Моисеевич Гельфанд, учил: «Нельзя наниматься в мыслители». Что касается обличений, я с благодарностью принимаю совет, так как и сам к этому склонялся. Свобода мнений, даже отвратительных, как говорил Вольтер, предполагает их обсуждение. Но у режима нет мнения, одни скверные поступки. У Ленина были мнения, и у Гитлера тоже. Они открыто превозносили ненависть – будь то классовая или расовая, не важно. Они не скрывали своего отношения к «предрассудку нравственности». Отвратительная, точно выраженная точка зрения. Наш режим не открывает мотивов и правил своей игры. Он не говорит, что ложь – естественный и полезный политический метод. Он просто утверждает: Крым не был аннексирован, ему дали убежище от «бандерофашизма». Невозможно отозвать из Донбасса солдат и не поставлять оружия, потому что наших солдат и оружия там нет. Совсем недавно кумир наших соотечественников оправдал вторжение Советской армии в Афганистан, не упомянув, что убийство своего союзника вместе с его роднёй – нормальный политический приём. Вероломное убийство было, но мнения нет. Зачем обсуждать то, чего не существует?
Введение. Я буду говорить о самой главной причине трудностей, которые стоят на пути международной интеграции. Эта причина блокирует превращение «универсальных ценностей» из фальшивого лозунга в действенный политический инструмент. Она гнездится в наследуемых фундаментальных свойствах человеческого поведения. Такие суждения обычно считаются отвлечёнными, но это неверно. Они отчётливо связаны с необходимостью поисков новой мировой политической парадигмы, о которой говорили такие мыслители, как Бор, Эйнштейн, Рассел, Сахаров, и по-своему – Горбачёв. В их мнениях выступил необычный субъект политической жизни – человечество. Андрей Дмитриевич обозначил направление усилий в этом поиске, хотя сам невысоко ценил свои попытки.
В нынешних обильных мировых конфликтах стороны всегда ищут опору в понятии «патриотизм». Это и мотивы, и оружие противников, поскольку в общественном сознании «патриотизм» является антонимом «предательства». Заметим, оба понятия, насыщенные эмоциями, не имеют никакого правового оттенка. Это удобно для политических спекуляций, но не способствует точному политическому языку. Что такое «родина» и какие признаки определяют «любовь к ней»? Откуда берутся эти эмоции, почему они широко распространены и устойчивы? Изложу некоторые соображения.
Детально изучены сложные наследуемые формы поведения животных. Инстинкты насекомых, импринтинги птиц, поведение целого муравейника или пчелиного роя описаны в блистательных трудах. Врождённые элементы поведения есть и у млекопитающих. Прежде всего у приматов, где поведение усовершенствовано обучением. Элементы наследуемого поведения присущи и человеку. Жаль, что я не могу говорить об этом подробнее. Чтобы сохранить жизнь и потомство в суровом дарвиновском мире, необходимо врождённое адаптивное поведение. Каждый участник этой жестокой игры наделён врождённой осторожностью и страхом перед незнакомым. Ненависть и злоба, как говорится, также являются частью этого. Одарён трусливой и злобной ксенофобией. Каждый может быть съеден, но и сам не прочь сожрать кого-то. Это лишь одна сторона дела; есть и другая: живые существа объединены большими или меньшими коллективами. Стадо, стая, прайд – они помогают особи выживать и размножаться. Следовательно, в геноме закрепляется тяга к «своим» и стремление подражать им.
Такое врождённое поведение приводит к аксиоме: держись «своих» и берегись «чужих». Это бессознательное поведение – база накопления индивидуального опыта. Оба признака поведения жестко сцеплены, но подробности неуместны. Давно понятно, куда я клоню, и какое отношение к патриотизму имеют эти соображения из области дарвинизма и генетики. Патриотизм, я уверен, является рудиментом, унаследованным от предков всеми потомками, утратившим своё значение в процессе эволюции. Например, глаза у пещерных рыб или червеобразный отросток у человека. К сожалению, речь идёт о двух базовых свойствах поведения, которые понуждают разделять мир на «своих» и «чужих». Это тёмная подсознательная основа для «человеческого усовершенствования». Патриотизм эмоционально привлекателен без раздумий, так как записан в нашем геноме. Но важно помнить о двойственности унаследованных основ поведения: здесь и ксенофобия, и доброжелательное предпочтение к «своим». Ненависть к «чужим», и доброжелательность исключительно к «своим». Записанное в геноме подчиняется жёсткой прагматике: «выгодно» – «не выгодно». Этика и эстетика – не тот язык, на котором говорит природа.
Эволюция духа – это совершенно другая эволюция. Конечно, она приводит к понятиям, зависящим от генетических свойств, но не тождественным им. Понимание этого процесса позволяет нам «очеловечить» наследие наших предков. Самое простое – оставить природу как есть. В 1513 году это уже сделал Макиавелли. Мощь и благосостояние государства надлежит защищать любыми средствами, без ограничений. Вот вам патриотизм в его сильнейшем и наиболее распространённом виде.
Хотите жить – не задумывайтесь, будьте частью стаи (ныне это называется государством) и научитесь скалить зубы на другие стаи. Получите награду за верность. Теперь не говорят так грубо. Этот рудимент стал более утонченным, закамуфлированным высокопарными словами. Неприлично произносить: «цель оправдывает средства». Вместо этого обсуждают геополитику и государственные интересы. Интеллигентно переизлагая Макиавелли. Власть легко использует эту основу первичного патриотизма. Действительно, нет ничего проще, чем обосновать свойство, присущее каждому от рождения. Власть, патриот по определению, приобретает моральный авторитет и достигает единства с подданными. В данный момент мы наблюдаем это воочию. Кремль доводит толпу до беснования, принимая любые решения и законы. Эти приёмы были испытаны Сталиным и Гитлером. К чему они ведут, мы видели 28 февраля.
Чтобы убедиться в незыблемости этой «животной» формы патриотизма, вспомним о лучших. Вот «Клеветникам России» А.С. Пушкина…