В.ПУТИН: Доброе утро! Это не самая лучшая ночь в моей жизни, но утро, на мой взгляд, доброе. Потому что, несмотря на все сложности переговорного процесса, нам всё-таки удалось договориться о главном. Кстати говоря, причиной задержки согласований стали отказы киевских властей от прямых контактов с представителями Донецкой и Луганской народных республик. Даже несмотря на то, что они непризнанные, необходимо учитывать реалии жизни. Если все стремятся к долгосрочным отношениям, то без прямых контактов не обойтись.
Мы работали в существующих условиях и, на мой взгляд, достигли много важного. Первое: мы договорились о прекращении огня с 00 часов 15 февраля. Вторым важным пунктом является отвод тяжёлых вооружений от линии соприкосновения для украинских войск и от линии, установленной в Минских соглашениях 19 сентября прошлого года – для ополчения Донбасса.
Далее, мы обсудили комплекс вопросов, связанных с политическим долгосрочным урегулированием. Первая позиция – это конституционная реформа, учитывающая законные права людей, проживающих на территории Донбасса. Следует решить пограничные вопросы в согласовании с ополчением, гуманитарные вопросы и имплементацию закона об особом статусе Донецка и Луганска. Также обсуждались экономические и гуманитарные аспекты.
Исходим из того, что все стороны проявят сдержанность до полного прекращения огня. Проблема заключается в том, что представители Донецкой и Луганской народных республик утверждают, что в ответ на действия киевских властей они не только сдержали атаки, но и окружили значительную группировку от 6 до 8 тысяч человек, ожидая их капитуляции.
Мы призываем обе стороны проявлять сдержанность, чтобы избежать ненужного кровопролития и жертв, и сделать всё возможное для мирного разведения войск и тяжёлой техники. Украина утверждает, что окружения нет и сохраняет спокойствие. У меня изначально были сомнения, и я готов ими поделиться. Если такое окружение действительно имеется, то те, кто окружен, будут пытаться вырваться, а те, кто снаружи, постараются организовать коридор для своих.
Мы договорились с Президентом Порошенко о том, что дадим поручения нашим военным экспертам установить настоящую реальность происходящего. Повторю, мы попытаемся выработать комплекс мер для верификации принятых соглашений и контроля за их соблюдением с обеих сторон.
Призываю конфликтующие стороны как можно быстрее прекратить кровопролитие и перейти к реальному политическому процессу долгосрочного урегулирования. Благодарю вас за внимание.
(Ответ на вопрос российского журналиста.) Один документ подписан минской Контактной группой, он называется «Комплекс мер, направленный на имплементацию минских договорённостей». Второй документ неподписной – это заявление Президента Франции, Президента Украины, вашего покорного слуги и Канцлера Федеративной Республики Германия о том, что мы поддерживаем этот процесс. Спасибо!