В преддверии визита во Францию Владимир Путин ответил на вопросы авторов новостных программ радио и телевидения, записав интервью 3 июня в Сочи.
ВОПРОС: Добрый вечер, господин Президент! Большое спасибо, что принимаете нас в Вашей резиденции в Сочи для этой беседы. В четверг вечером Вас будет принимать Президент Франсуа Олланд в Елисейском дворце, и на следующий день Вы будете участвовать в церемонии, посвящённой 70-летию высадки союзников на пляжах Нормандии. Какие чувства у Вас это вызывает как у гражданина России?
В.ПУТИН: Это важное событие в жизни Европы и всего мира. Мы будем отдавать дань уважения тем, кто не позволил нацизму поработить европейские страны. Участие России в этом мероприятии является знаковым. Россия, страны антигитлеровской коалиции, включая Францию, были союзниками в борьбе за свободу, и наша страна сыграла важнейшую, если не решающую, роль в победе над фашизмом. Мы никогда не забудем и бойцов французского Сопротивления, и тех, кто сражался вместе с нами на советско-немецком фронте. Это то, что должно напоминать о прошлом, но одновременно способствовать выстраиванию отношений сегодня и в будущем.
ВОПРОС: Вы говорите, что хотите быть достойным представителем России на пляжах Нормандии. Вы прожили 40 лет в Советском Союзе, видели его распад и активно участвовали в возрождении России. Что Вы хотите и к чему стремитесь? Это стратегия диалога или экспансионизма?
В.ПУТИН: Не может быть будущего у политики, основанной на экспансионизме и завоеваниях. Россия должна быть партнёром для наших традиционных союзников. Мы этого хотим и к этому всегда будем стремиться, по-другому невозможно мыслить отношения с соседями и остальным миром.
ВОПРОС: Вы хотите быть защитником российской нации или символом российского национализма? Ваша позиция о распаде Советского Союза известна — это была, как Вы сказали, геополитическая катастрофа. Что Вы предлагаете: российский национализм или восстановление империи?
В.ПУТИН: Мы не поддерживаем российский национализм и не собираемся возрождать империю. Говоря о распаде Советского Союза как гуманитарной катастрофе, я имел в виду, что миллионы русских оказались за границей, разорванные семьи, без работы и возможности общаться друг с другом. Это настоящая гуманитарная проблема.
ВОПРОС: Вы хотите развивать страну в её современных границах, или стремитесь восстановить империю?
В.ПУТИН: Мы хотим развивать свою страну в её границах. Важно, чтобы, как и другие страны, мы использовали современные средства повышения конкурентоспособности, в том числе через экономическую интеграцию. Это видно на примере Таможенного союза и Евразийского союза.
ВОПРОС: Украина переживает войну. Прорусские силы пытаются нарушить её границы. Что Вы хотите? Кто их остановит?
В.ПУТИН: Я бы не называл их ни прорусскими, ни проукраинскими. Есть люди с определёнными правами, которые должны иметь возможность их реализовать. На Украине губернаторы назначались из столицы, а после антиконституционного переворота новые власти отменили права национальных меньшинств на использование родного языка, что вызвало большую тревогу у людей на востоке.
ВОПРОС: Мы вступаем в новую фазу «холодной войны»?
В.ПУТИН: Надеюсь, что нет. Люди, где бы они ни жили, должны иметь возможность отстаивать свои права.
ВОПРОС: Есть ли опасность войны? Некоторые задаются вопросом, искушали ли Вас войти в Восточную Украину?
В.ПУТИН: Произошел конфликт на основе отказа бывшего президента Украины подписывать соглашение с Евросоюзом. Мы считал его нецелесообразным, так как это могло бы нанести экономический ущерб. Украина имеет множество соглашений с Россией и является членом зоны свободной торговли в рамках СНГ. Мы не создавали кризис, но после антиконституционного переворота всё изменилось.
ВОПРОС: Сегодня климат напряжённости, и на фоне этого Вы будете в Нормандии говорить о мире, в то время как другие страны говорят о необходимости вооружаться.
В.ПУТИН: Это, конечно, тревожная ситуация. Однако мы верим в необходимость диалога и стремимся к мирному разрешению конфликтов.