Страны Еврозоны потребляют 9.5 млн баррелей в день нефти и нефтепродуктов, из которых дефицит внутреннего энергоресурса составляет около 98%. Это значит, что практически все энергоресурсы импортируются из внешних источников. Оценочный объем импорта за 2012-2013 годы составляет 370-380 млрд долларов в год. Страны ЕС, Норвегия и Швейцария в совокупности потребляют около 13 млн баррелей в день, общие расходы на потребление нефти и нефтепродуктов колеблются между 510-520 млрд долларов в год. Внутренний дефицит энергоресурсов в ЕС достигает 75% с учетом Норвегии, а без нее – 90-92%.
Оценочный объем импорта из других стран составляет 380-400 млрд долларов с учетом Норвегии. Добыча нефти в Европе ограничена: лишь Норвегия (1.9 млн баррелей в день) и Великобритания (0.9 млн) способны вести добычу, при этом все остальные страны производят всего 0.5 млн баррелей. Совокупная добыча падает из-за исчерпания существующих месторождений; за последние 15 лет она сократилась в два раза и сейчас находится на минимуме за 30 лет. При этом потребление нефти также снижается как в Еврозоне, так и в Европе в целом, начиная с 2006 года.
Кто же импортирует нефть в Европу? Зависимость от российской нефти в Европе превышает зависимость от газа. Почти половина всего импорта поступает из стран бывшего СССР, из которых около 90% — это Россия, а оставшаяся часть — Казахстан, Азербайджан и Туркменистан. Таким образом, Россия поставляет в Европу около 5 млн баррелей в день.
Что произойдет в случае перебоев с поставками? Нефтяной кризис начала 80-х годов, вызванный конфликтами в Кувейте, Ираке и Иране, привел к потере почти 7 млн баррелей в день, что составило 10% от мирового потребления на тот момент. Цены на нефть тогда увеличились более чем в три раза, что вызвало тяжелую рецессию в глобальной экономике. Саудовская Аравия не смогла компенсировать даже 25% от выпадающих объемов.
События в начале 90-х годов также сказались на рынке: выбыло более 2.5 млн баррелей, и цены на нефть увеличились более чем в два раза. Саудовской Аравии удалось компенсировать 80% потерь, однако цены остались высокими из-за перебоев с поставками и напряженности в регионе.
Таким образом, любые проблемы с поставками нефти из России неизбежно приведут к росту цен на десятки процентов и к коллапсу европейской экономики, так как зависимость от российских энергоносителей составляет более 40%.
Для Европы, лишившейся поставок из России, это может означать остановку или серьезные проблемы у более 25-30% электростанций, остановку или перебои у 60% металлургических компаний, а также холодные зимы без отопления для трети населения ЕС (более 100 млн человек). Коллапс общественного, частного и коммерческого транспорта также неизбежен, так как не будет топлива для заправки. Все это приведет к остановке бизнес активностей и опустошению полок магазинов. Невозможно будет не только доставлять товары, но и добираться на работу.
Приостановка работы большинства химических заводов и остановка строительства и капитального ремонта вызовет цепную реакцию, которая может похоронить европейскую цивилизацию в условиях нехватки сырья для производства и бизнеса. Падение ВВП будет исчисляться десятками процентов, а ущерб превысит последствия кризиса 2008-2009 годов.
Если для Еврозоны импорт нефти и газа составляет пол триллиона долларов, то двукратный рост цен погрузит их экономику в рецессию на 5% и вызовет новый кризис, не учитывая издержки на модернизацию энергосистем и перебои с поставками товаров. В этом контексте зависимость Европы от России оказывается более значительной, чем наша зависимость от них.
Хотя падение нефтегазовых доходов на 350 млрд долларов будет серьезным для России, учитывая, что почти половина федерального бюджета зависит от доходов от сырья, в условиях форс-мажора гарантировано свет, электричество, тепло, вода и продовольствие. Очевидно, что Еврозона, на 98% зависящая от внешних поставок, из которых почти 40% идут из России, имеет весомый козырь на переговорах.
Это дает России возможность ввести радикальные санкции против ЕС, если они продолжат эскалировать кризис. Нынешнее брожение в отношениях может быть позитивным моментом, позволяющим выстраивать бизнес-связи с Индией и Китаем.
Китай и Индия потребляют 14 млн баррелей в день, а их рост за последние 10-12 лет составил почти 100%. В 2014 году потребление достигнет 15.5 млн баррелей, что на 20% больше, чем вся Европа. При этом рынок в этих странах растущий. Китай за последние пять лет стал причиной почти 70% роста общего мирового потребления нефти, обеспечив более 50% прироста за последние десять лет.
Дефицит нефти для Индии и Китая составляет 10 млн баррелей в день, импортируемых из Африки и Ближнего Востока, и все ресурсы того региона зарезервированы под Китай, оставляя Европу без места на этом рынке.
Однако это не все. Китай сталкивается с серьезными экологическими проблемами, так как 80% загрязнения связано с угольными ТЭС. Если страна начнет переход на газ для борьбы с загрязнением, это создаст потенциальный рынок для России, который в несколько раз больше, чем весь ЕС с учетом перспективного роста экономики Азии.
Это не только покроет расходы на строительство газо- и нефтепроводов в Китай и Индию, но и значительно увеличит выручку от нефтегаза. В Европе же нет перспектив роста: это гнилой рынок, который за 20 лет не изменился, в то время как Азия выросла почти в 5 раз.
Россия обладает ресурсами, чтобы похоронить европейскую цивилизацию и переориентироваться на Азию. Важно рассмотреть, какие санкции следует ввести против США и ЕС за вмешательство в суверенитет других стран и угрозу национальной безопасности. Такие действия прощать нельзя; необходимо наказать за них ради мировой стабильности.
Идеальные санкции должны быть достаточно жесткими, чтобы изменить финансово-экономический ландшафт с выгодой для России. Пока они обсуждают визы и G8, нужно перехватить инициативу и нанести неожиданный удар.