В преддверии Олимпиады-2014 в Сочи Владимир Путин дал интервью корреспондентам ведущих телеканалов, среди которых BBC, ABC News, CCTV, «Россия-1», «Первый канал» и информационное агентство Around the Rings. Запись беседы состоялась 17 января в Сочи.
Участники интервью:
- ЗЕЙНАЛОВА Ирада Автандиловна – ведущая программы «Воскресное время» на «Первом канале»
- БРИЛЕВ Сергей Борисович – заместитель директора телеканала «Россия-1», ведущий программы «Вести в субботу»
- СТЕФАНОПУЛОС Джордж – главный политический обозреватель ABC News, ведущий программы «Good Morning America»
- МАРР Эндрю – журналист BBC, ведущий программы «Шоу Эндрю Марра»
- ШУЙ Цзюнь-И – журналист CCTV, продюсер и ведущий программы «Global Watch»
- ХУЛА Эд – основатель и редактор Интернет-портала «Around the Rings»
В.ПУТИН: Мне кажется, что вы всё знаете про Олимпиаду. Я даже не знаю, что ещё могу дополнительно сообщить. Или вы думаете, что всё знаете, и вряд ли я смогу вас в чём-то переубедить. Но если такая возможность есть, пожалуйста, с удовольствием побеседуем.
Э.ХУЛА (переведено): Восемь лет я уже приезжаю сюда, и я увидел серьёзные перемены: арены, стадионы, различные трассы, включая биатлонный кластер в горах. Много денег вложено в Сочи, в российскую Олимпиаду и подготовку Игр – по оценкам, это около 50 миллиардов долларов. Мы пока не знаем точную цифру, сколько стоит Олимпиада. Сколько же она действительно стоит, и стоит ли это того? Какова будет «выхлоп» от Олимпиады, какая польза?
В.ПУТИН: Общая цифра подготовки к Олимпиаде известна – это 214 миллиардов рублей. Если разделить по сегодняшнему курсу на 33, можно получить искомую цифру в долларовом эквиваленте. Однако я хотел бы начать с другого: мы планировали развитие Большого Сочи как курорта ещё до Олимпиады, в 2006–2007 годах. Если посмотреть на карту России, видно, что большая часть её – это северные территории, более 70% отнесены к северным или даже к Крайнему Северу. На юге у нас небольшая полоска тёплого Черного моря, и не так много регионов с благоприятным климатом. У нас практически не было ни одного современного курорта для российских граждан. Сегодня мы являемся чемпионами по посещению других стран во время отдыха: наши граждане, например, в Турции занимают первое место по количеству туристов, более трёх миллионов там побывали в прошлом году. Поэтому перед нами стояла задача по развитию инфраструктуры этого региона.
Повторяю, была принята соответствующая программа, но, как всегда, не хватает денег на вещи, которые кажутся первоочередными. А уж на развитие курорта, эта проблематика никогда не казалась первоочередной, денег не хватает хронически. Поэтому мы совместили сразу несколько задач.
Первая задача – это развитие юга страны и инфраструктурное развитие. Думаю, что здесь мы преуспели: создана новая транспортная и энергетическая инфраструктура. Если посмотреть на выбросы в атмосферу в 2007 году и сегодня, то после окончания проекта, который уже практически завершён, выбросы вредных веществ сократились в два раза. Это произошло благодаря переводу на более экологичный вид топлива электроэнергетики, прокладке двух газопроводов, строительству новых электростанций и подстанций. Уничтожили две постоянно дымивших свалки и построили новую транспортную инфраструктуру, что значительно улучшило экологическую ситуацию. Согласитесь, для курорта это крайне важно.
Вторая задача заключалась в восстановлении баз подготовки российских спортсменов. После развала Советского Союза в России практически не осталось баз подготовки в среднегорье, они оказались за границей. Наши конькобежцы были вынуждены проводить чемпионат в Берлине из-за отсутствия катков. Мы полностью утратили всё, что связано с трамплинами. Сейчас мы построили несколько современных центров подготовки, не только в Сочи, но и в других регионах. Эти трамплины в Сочи уникальны с технической точки зрения.
Третья задача – создание нового горного туристического кластера для круглогодичного использования региона как курорта. Думаю, что и это нам удалось. Если смотреть исключительно на подготовку к Олимпиаде, это 214 миллиардов рублей, из которых всего 15 спортивных объектов, а остальное – инфраструктура.