Михаил Ходорковский: Риски режима последовательно нарастают

Думаете ли вы, что России предстоит серия политических процессов, учитывая, скольким оппозиционерам были предъявлены обвинения, таким как Алексей Навальный, Сергей Удальцов, Лебедев и фигуранты дела об акции на Болотной площади? Или власти оставят эти обвинения открытыми, чтобы каким-то образом ограничить их дальнейшую деятельность? Какой сценарий дальнейшего развития событий представляется наиболее возможным?

Считаю, что власть старается минимизировать число громких политических процессов, чтобы не будоражить общество. Таким образом, пока нынешние лидеры оппозиции не представляют особой угрозы, тюрьма им не грозит. Однако уголовные дела против них служат «полезным» инструментом для ограничения мобильности, легализации прослушивания и блокирования финансовых ресурсов оппозиции. В то же время наблюдается расширение репрессий в отношении участников протестов, которые не являются крупнейшими оппозиционными фигурами. Скорее всего, властные структуры пытаются запугать рядовых граждан и отвратить их от участия в протестных действиях. Тем не менее, нельзя полностью исключать вариант, что кто-либо из лидеров протестного движения может в 2013 году оказаться за решеткой. Среди наиболее вероятных кандидатов – Сергей Удальцов и Алексей Навальный.

После столкновений демонстрантов с полицией на Болотной площади силовые структуры начали серию расследований против оппозиционеров, и многие оказались за решеткой. Учитывая ваш опыт, как вы считаете, как далеко им нужно идти в отстаивании своей правоты? Нужно ли искать пути сократить возможный срок, признав свою вину?

Это вопрос выбора каждой личной стратегии. Минимизация срока заключения в ряде случаев возможна через признание вины, пусть даже и в несуществующих преступлениях (согласно статистике Верховного суда России, число окончательных оправдательных приговоров в судах районного уровня составляет 1 на 700). Отказ от признания вины и защита своей позиции в судебном заседании с опорой на правомерность своих требований и поведения – это продолжение мирного протеста в иной форме. Я бы даже сказал, что это его естественный и неизбежный этап.

Какое место сейчас занимает оппозиция, на ваш взгляд? Развивается ли протестное движение и набирает сторонников, или теряет силу в попытках ослабить путинскую власть?

Протесты против Путина стали менее многочисленными, чем раньше. Как вы считаете, у протестного движения есть будущее? Протест против нынешнего режима растет и будет продолжать расти. Это подтверждают почти все социологи, а также многие ведущие политические аналитики. Причины очевидны: эффективность нынешней формы правления снижается, а издержки становятся все более явными для общества. Коррупция, низкие темпы и качество экономического роста, закрытие социальных лифтов для молодежи, усталость от одного и того же лица во власти – все это способствует накоплению отчетливого раздражения.

Тем не менее, поскольку нынешние лидеры оппозиции пока не смогли сублимировать требования общества и придать протесту необходимую форму и действенность, возможно, переконфигурация сил вызовет появление новых лидеров, что приведет к новому всплеску протестной активности. В любом случае, риски для режима продолжают последовательно нарастать.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы