О. ЖУРАВЛЕВА — На связи Владимир Литвин, председатель Верховной Рады Украины. Здравствуйте.
В. ЛИТВИН — Здравствуйте.
А. БЕЛЬКЕВИЧ — Прежде всего, поздравляем вас с праздником! Где вы отмечаете?
В. ЛИТВИН — Спасибо большое. В данный момент я нахожусь на огороде в родном селе, смотрю на цветы, слушаю пение птиц и размышляю о том, о чем вы только что говорили.
А. БЕЛЬКЕВИЧ — То есть вы думаете о независимости, о прозаичных и рабочих вещах, несмотря на идиллию вокруг?
В. ЛИТВИН — Да, естественно. В современных условиях ни одно государство не может быть полностью независимым, как это воспринималось в XX и даже XIX веках. Наша реальность требует учета взаимозависимости стран, основанной на международном праве, особенно это касается постсоветского пространства, в частности, России и Украины.
О. ЖУРАВЛЕВА — Вы уже слышали, что наши слушатели практически поровну разделились в ответе на вопрос о том, обрела ли Украина независимость? Как вы сами оцениваете эти 19 лет, и как вам видится ситуация с точки зрения России? Почему, на ваш взгляд, наши слушатели не вполне уверены в своем мнении?
В. ЛИТВИН — Я не вижу в этом ничего необычного. Исследования показывают, что примерно такой же процент людей в Украине твердо уверены в том, что Украина является независимым государством. Оценка независимости зависит от жизненного опыта каждого. Что касается 19 лет, то это был период поисков своего места, с определенными отступлениями и скачками. В политическом плане Украина является независимым государством, но необходимо наполнить эту политическую независимость экономическим содержанием. Это очень сложно, ведь у нас есть только каркас государства, а необходимо обустроить его и ответить на вопрос: каким будет Украина. Это важный этап нашей жизни, о котором говорили на торжествах.
О. ЖУРАВЛЕВА — Из торжественных выступлений президента Януковича, что вас больше всего зацепило? Он, например, предложил усовершенствовать Конституцию Украины. Вас это радует, пугает, вы поддерживаете президента?
В. ЛИТВИН — Я в таком возрасте, что пугаюсь только тогда, когда действительно страшно. Конституция была принята в 1996 году, и с тех пор страна, мир и политическая элита изменились. Очевидно, что необходимо учитывать эти изменения и совершенствовать Конституцию. Главное — это ее исполнение. Если президент поднимает этот вопрос, значит, он назрел в общественном сознании. Политические силы, как у власти, так и в оппозиции, по-разному смотрят на то, что необходимо улучшить.
А. БЕЛЬКЕВИЧ — Ваше видение этих вопросов отличается от президентского? Насколько я понимаю, Янукович говорит о возвращении к сильной центральной власти, то есть о сильном президенте.
О. ЖУРАВЛЕВА — Сильном президенте, да? Как вы, как глава парламента, смотрите на это?
В. ЛИТВИН — Я спокойно отношусь к предложениям президента Украины. Более того, наши позиции совпадают, и мы неоднократно обсуждали эти вопросы.
A. БЕЛЬКЕВИЧ — Значит, вы тоже поддерживаете сильное президентское государство?
В. ЛИТВИН — Все зависит от того, что вкладываем в понятие «сильное президентское государство». Президент должен иметь соответствующие полномочия, поскольку Конституция наделяет его широкими правами. Однако это не умаляет роль парламента.
A. БЕЛЬКЕВИЧ — Считаете ли вы, что эти полномочия должны быть восстановлены?
В. ЛИТВИН — Я считаю, что не должно быть дублирования функций между президентом и правительством. Президент должен иметь возможность реализовывать внешнеполитический курс и гарантировать безопасность страны. Необходима вертикаль исполнительной власти, что значительно увеличит роль и ответственность парламента.
A. БЕЛЬКЕВИЧ — Это звучит очень похоже на вертикаль власти, о которой мы слышим в России. Это вас не смущает?
В. ЛИТВИН — Многие хотят провести аналогии между Украиной и Россией, но это невозможно. Мы прошли через другую систему политических координат. Надо учитывать уникальную историю Украины. В России сильно развита идея государственности, а в Украине нужно учитывать разносторонние настроения и консолидировать их в единую политику. Сделать это окриком или подстегиванием практически невозможно.
A. БЕЛЬКЕВИЧ — Есть еще одно замечание Януковича, которое звучит довольно парадоксально. Он утверждает, что евроинтеграция остается приоритетом для Украины, и что хорошие отношения с Россией этому лишь способствуют. Можете объяснить, как это может быть?
В. ЛИТВИН — Здесь нет противоречия. На любых уровнях, когда обсуждаются отношения Украины с европейскими странами и ЕС, первым вопросом будет: а у вас нормальные отношения с Россией? Европа не может чувствовать себя в безопасности, если Украина и Россия находятся в конфликте. Как у нас идут дела, напрямую влияет на ситуацию в Европе. Если у нас возникают споры, они оказываются в невыгодном положении, и это им не нужно. Я убежден, что мы должны стремиться к прозрачным отношениям. Я далек от мысли педалировать тему братской дружбы, поскольку каждое государство живет своими реалиями, и в мире правит экономический интерес. Однако учитывая историю, ментальность и общую веру, мы должны исходить из этого.
О. ЖУРАВЛЕВА — Спасибо большое, Владимир Михайлович. Ещё раз поздравляем вас с праздником! Наши слушатели присоединяются к поздравлениям.
