Евгений Ямбург: Кто и зачем разрушил передовые научные школы

Непрофессионализм в образовании опасен так же, как и в медицине

Диву даешься от кадровой политики в области управления педагогической наукой. В советские времена и в недавнем российском прошлом академические институты, проводившие исследования по проблемам обучения, воспитания и развития детей и юношества, находились в ведении Российской академии образования (РАО). Это было естественным и логичным. Государственная образовательная политика строилась с учетом результатов проводимых исследований. Сегодня же ни один академический институт не подчиняется РАО.

К чему же привело это управленческое решение?

Не скажу, что в работе академических институтов прошлого все было идеально. Были случаи, когда в государственной образовательной политике принимались волюнтаристские решения, которые явно вредили детям. К примеру, хрущевская образовательная реформа, нацеленная на усиление связи школы с жизнью. Выпускники школ должны были «пройти двухгодичную трудовую закалку» в рабочих коллективах перед поступлением в вуз, что приводило к утрате школьных знаний. Для будущих математиков такая практика была губительна, ведь многие математические открытия происходят в молодом возрасте. Но Академия педагогических наук тогда не была причастна к этому.

Тем временем, в условиях «холодной войны» требовались специалисты в области математики и физики, способные создавать современную военную технику. В это время возникали специализированные физико-математические школы, которые готовили талантливых выпускников для ведающих вузов, таких как МГУ и МАИ, играющих ключевую роль в обороне страны. Содержанием программ таких школ и олимпиадами по математике занимались специалисты, включая недавно ушедшего академика Константинова.

В прошлом педагогическая наука сталкивалась с идеологическим давлением, но занималась серьезными исследованиями и не транслировала очевидные нелепости. У нее были авторитетные научные базисы, такие как труды Л.С. Выготского, А.Р. Лурье и А.Н. Леонтьева. Список выдающихся ученых, обеспечивших мировую славу отечественной науке, можно продолжать.

К сожалению, сегодня ситуация иная. Бесконечные управленческие изменения, связанные с слиянием и разделением ведомств, привели к созданию двух министерств: Министерства просвещения и Министерства науки и высшего образования. Научно-исследовательские институты, занимающиеся проблематикой детства, были переведены в подчинение Министерства науки и высшего образования. Оно стало навязывать свои порядки в науке о детях.

Если бы я верил в конспирологические теории, то мог бы предположить, что кто-то сознательно вредит нашей стране, разрушая научные школы и назначая на ключевые посты неподходящих людей. Скорее всего, это просто ошибка, как сказал французский политический деятель Антуан Буле де ла Мерта.

Не хотелось бы углубляться в персоналии, но не может человек, занимавшийся правилами дорожного движения, разрабатывать программу воспитания дошкольников, как и специалист по дельфинам — заниматься физиологией детей.Однако такие назначения происходят по формуле И.А. Крылова: «Беда, коль пироги начнет печь сапожник, а сапоги тачить пирожник».

Но что касается обычных людей, зачастую это родители, бабушки и дедушки. Педагогическая наука должна не только проводить фундаментальные исследования, но и давать практические рекомендации по обучению и воспитанию детей. Она близка медицине, где непрофессионализм обходится слишком дорого.

Ярким примером служит ситуация, когда Президент РФ В.В. Путин обратил внимание на важность дошкольного воспитания. В результате была быстро разработана многостраничная программа, которая вдруг оказалась предписанной к немедленному внедрению в детских садах.

Как гласит народная мудрость, «услужливый дурак опаснее врага». И это не просто метафора. Воспитание здорового образа жизни с раннего возраста — важная задача любой воспитательной программы. Однако подобные документы создаются так, как будто один отвечает за рукава, другой — за пуговицы, а итог — пиджак, который невозможно надеть.

На фоне этого мэтр художественной гимнастики настаивает на внедрении данного вида спорта в детские сады, а заслуженный легкоатлет видит дошкольное воспитание без бега. Все такие предложения окрашены риторикой «патриотизма», хотя на самом деле могут иметь милитаристский оттенок.

К чему приведет такой подход? К гибели подростков. Известны случаи, когда учащиеся во время кросса в противогазах умирали от остановки сердца. Теперь этот же подход проникает в детские сады, несмотря на ухудшение здоровья молодого поколения. С каждым годом в стране увеличивается число детей с ограниченными возможностями здоровья, и задача — развивать инклюзивное образование.

Сегодня детский спорт — это не только бег на короткие и длинные дистанции. Необходима комплексная медико-психологическая диагностика, чтобы выявить реальные проблемы. На основании этих данных можно будет разработать индивидуальные программы оздоровления детей и молодежи.

К счастью, на этот раз опасный документ не прошел. На «круглом столе» при Общественном совете и Президиуме РАО он получил единодушный отпор. Сегодня можно успокоить читателей — эта программа не будет внедряться в детских садах. Но где гарантия, что в будущем не столкнемся с подобными поспешными решениями? Это будет продолжаться, пока непрофессионализм останется нормой жизни.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы