Екатерина Малышева: Артур покидает скамейку запасных

Артур живет в детдоме с трех лет. Его наставница Наиля старше почти в три раза — ей 43. Полгода назад она приняла на себя роль наставника мальчика и теперь помогает ему понять, какая будет его жизнь после достижения совершеннолетия. Оба без иллюзий: Артур не ждет, а Наиля не обещает его усыновить.

Наиля показывает на своем телефоне многочисленные фотографии и видео с Артуром. Вот они на марафоне в Уфе, вот лезут на гору, а вот идут в лес на встречу с оленями. Артур, выбирая себе наставника, пожелал, чтобы он был спортивным. «Смотрите на меня — мне нужно заниматься спортом!» — объяснял он кураторам проекта.

Наиля с нежностью описывает Артура: худощавый мальчик с веснушками и торчащими волосами, напоминающий Незнайку с обложки книги Николая Носова. Она всегда берет Артура с собой, чтобы показать ему жизнь за стенами детдома.

Наиля руководит большой командой — около 700 человек — в косметической компании в Ишимбае, маленьком городке на юге Башкирии. У нее есть муж и две дочери, и сейчас она строит дом. Ее дни расписаны по часам, но однажды она поняла, что в её жизни не хватает какой-то детали, которая бы грела душу и помогала развиваться.

В мессенджере ей написала координатор фонда, который подбирает наставников для воспитанников детских домов. Она спросила, сможет ли Наиля провести прямой эфир о наставничестве для своей аудитории в Instagram. Наиля согласилась, и после эфира осознала, что хочет помочь ребенку из детдома, но не знает как.

Спустя полгода, когда дочери Наили разъехались по другим городам, она почувствовала пустоту. Артур, живущий в детдоме в селе Петровском, заполнил её жизнь. Он помнит, как его когда-то усыновляли и как научился плавать после того, как зимой провалился на озере под лед.

Когда Артуру исполнилось 14, он узнал о проекте «Наставничество» благотворительного фонда «Солнечный город», который помогает подросткам из детдомов готовиться к самостоятельной жизни с помощью поддерживающего взрослого. Артур заполнил анкету, в которой указал главное пожелание — чтобы наставник был «спортивным мужчиной». Анкета Наили поступила в проект только через год, и она быстро прошла вводные тренинги и собеседование.

В ноябре Наиля получила звонок: «У вас будет мальчик!» — и порадовалась, что это не девочка. С появлением Артура в жизни Наили её прежние увлечения, такие как опера и театр, начали постепенно уступать место «пацанским» темам — футболу и активным видам спорта, что ей очень нравилось.

Первое знакомство Наили и Артура состоялось в прошлом декабре по скайпу. Их разговор начался формально, но быстро углубился в обсуждение трудностей. Перед Новым годом Наиля встретила Артура на улице и приготовила для него подарок — настольную игру «Уно» и модную толстовку.

На встрече они сняли новогоднее видео, где Артур первым делом достал свой смартфон, подаренный одним из спонсоров детдома. Наиля имеет двоякое отношение к спонсорству. «Дети не ценят то, что получают от спонсоров, думают, что в жизни это будет так же. Они не понимают, что в обычной жизни так просто ничего не бывает», — говорит она.

Наставник — это не спонсор. По правилам проекта он не может давать своему подопечному деньги, а подарки на Новый год и день рождения также не учитываются. Основная цель проекта — общение и поддержка ребенка, а не финансовая помощь.

На следующей встрече Наиля повела Артура смотреть оленей, которых разводит её друг. Позже они вместе посетили бассейн — сначала купив Артуру плавки. За полгода Артур впервые побывал в горах, пещерах и на квесте, а Наиля — на футбольном матче.

Иногда Наиля забирает Артура на обед домой или вместе с ним отправляется по магазинам. Артур скоро выпускается, и хотя он пока не знает, кем хочет стать, большинство его сверстников идут в профучилища. Наиля уверена, что после выпускного им важно научиться вести самостоятельный быт.

«Им скажут: «Иди в жизнь и живи», а как это делать, они не знают», — вздыхает Наиля. Она учит Артура, как делать покупки. «Где корзинка?» — спрашивает она, когда Артур приходит без неё. «Там», — отвечает он, не желая носить её с собой. Но Наиля уверена, что эти ребята действительно не знают элементарных вещей.

«У меня была цель «прокачать» его на кухне», — говорит Наиля. Они покупают продукты и готовят различные блюда. Когда дело дошло до курицы, Артур, увидев её, с отвращением обмазывал её маринадом, но не отказался от участия в процессе.

«Теперь ты знаешь, как готовится курица. Но в детдоме ты не ешь курицу?» — спрашивает Наиля. «Ем. Но я ж не думал, что она такая», — отвечает Артур, осознавая, как это важно для самостоятельной жизни.

У каждого наставника в проекте свой стиль отношений с подопечным. По словам Наили, универсального рецепта нет, но она больше ориентируется на пользу, чем на развлечения. «Я показываю дорогу, а Артур пусть сам решает, идти по ней или нет», — резюмирует она.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы