Для профанного сознания отсутствует понимание сигналов, знаков и символов. Мир профанов — это пиксели, случайности и совпадения. «Само падало». Попробуй намекнуть, что какое-то событие в определённый период может быть сигналом для определённых субъектов — тут же последуют обвинения в конспирологии. Эта квазиюридическая дубинка, казалось бы, работала до введения статьи об экстремизме. Но, признаюсь, мне нравится конспирология, ведь с определённого уровня политические и интеллектуальные игроки все становятся конспирологами!
Узнав о пожаре в Новодевичьем монастыре, не могу не воспринять это как знак. «Хождение по мукам» Толстого начинается с конспирологических посланий: «Петербургу быть пусту», — восклицает кикимора на болоте. Белый тоже не чужд этой интуиции. При Горбачёве «посланиями» стали Чернобыль и «Адмирал Нахимов». В ту советскую прохановскую эпоху послания были связаны с катастрофами: АЭС, «Буран», скоростные поезда… Сейчас же мы живём в постмодернистском и клерикальном времени; наши послания — это горящие монастыри.
К слову, звездопад ракет «Булава» не воспринимался как послание. Технологизм слишком чужд постсоветской Руси. Падают межконтинентальные баллистические ракеты, и что с того? Уберём Соломона с должности, и всё останется по-прежнему… Но вот Новодевичий — это уже совсем другое. Здесь ставка сделана на иррациональное, сакральное, «наше всё»… И вот оно горит. Это знак того, что эпоха подходит к концу. Материальное проявление сильнейшего удара по невидимому центру силы. Конечно, для профанов — лишь повод для насмешек. Но профаны уже не перейдут за определённый порог времени, к которому мы подошли вплотную.