Алексей Дьяченко: Ельцин и правительство Степашина – Аксененко

30-летию Великой августовской демократической революции 1991 года посвящается (фрагменты будущей книги «От Ельцина до Путина. И обратно»)

КС (короткое сообщение) 21Б.

Ельцин и правительство Степашина – Аксененко

Сергей Степашин стал премьером исключительно в противовес Николаю Аксененко, и ни по какой другой причине. К началу мая 1999 года кандидатура Николая Емельяновича на пост главы Правительства уже была согласована. Он активно лоббировался одним из самых влиятельных бизнесменов того времени – Романом Аркадьевичем Абрамовичем. За Аксененко стояла могущественная корпорация – железные дороги России. За всю историю они имели колоссальное значение. Интересно, что представители этой отрасли никогда не имели политических амбиций и вели себя скромно.

Аксененко стал первым после царского премьера железнодорожника Витте, кто стал претендовать на самые высокие посты. В отличие от Кириенко и Степашина, он представлял огромную систему, связанную с каждым уголком страны, что делало его реальным тяжеловесом, сопоставимым с Виктором Черномырдиным. Именно поэтому он не прошёл в премьеры. Рассказывают, что в последний момент перед назначением к Борису Ельцину зашёл Анатолий Чубайс, оказывая романтическое влияние на главу государства, и убедил его выбрать Степашина вместо Аксененко. Чубайс, как всегда, переиграл всех. Но ситуация была сложнее.

Ответ кроется в желаниях Александра Волошина, шефа администрации Президента. Вряд ли он хотел сильного и независимого премьера. Открыто выражать недовольство назначением Аксененко он не мог, так как Абрамович был важным игроком для Кремля. Чубайс же оставался в холодных отношениях с Абрамовичем и, в свою очередь, выполнил определённую миссию. В администрации просто развели руками: «Ну что тут сделаешь? У Чубайса свой подход к Президенту».

Как мог отреагировать Абрамович? Понял ли он, что связь Аксененко (премьер) и Абрамович (олигарх) ослабляла влияние администрации и ближайшего окружения Ельцина? Парадокс: в аппаратной и деловой мощи Аксененко крылась его политическая слабость. Аксененко пытался сблизиться с семьёй Ельцина. Мы с Татьяной были у него на даче по рекомендации Абрамовича. Провели время мило, но особой близости не получилось. Жалко его как человека. Он был действительно крутым, но его путь в большую политику закончился печально.

В начале 2001 года Николая Емельяновича убрали с поста в МПС, вскоре он тяжело заболел. Друзья не пришли на его похороны. Впрочем, в России это обычное дело. Степашин старался, но понимал свою «временность». Возможно, надеялся на чудо. «Нет ничего более постоянного, чем временное». Однако Сергей Вадимович не соответствовал ельцинской идее преемника с «чистого листа».

В 90-е годы Степашин занимал высокие посты, руководя чекистами, милицией, юстицией, что накладывало свои обязательства. Его жена влияла на него, и он не мог считаться «чистым листом». Степашин был известен Ельцину, но доверительных отношений не было. Не помню, чтобы он когда-либо бывал у Ельцина на даче. Его хорошие контакты с Чубайсом также были известны в ближайшем окружении Президента. Никто не хотел отдавать страну в руки Чубайса и его чрезмерно активной жены Тамары. Ельцин был насторожен к мужчинам, зависимым от сильных женщин, что проявлялось и в его отношении к Юрию Лужкову.

Я не разделяю мнения аналитиков и журналистов, утверждающих, что Степашин был «преемником номер один». Мне рассказывали, что сам Степашин сегодня так считает. Но это не так. Он отодвинул Аксененко, за которым стояли важные фигуры для Кремля. На этом его политическая миссия закончилась. Историческая дорога была расчищена для Владимира Путина.

Продолжение следует.

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы