Генеральному директору ВГТРК г-ну Добродееву О.Б.
Уважаемый Олег Борисович!
Российский телевизионный канал для меня всегда был важным. Это подтверждается моими тремя многосерийными фильмами о трагических страницах нашей истории: «Штрафбат», «Завещание Ленина» и «Раскол», созданными для Вашего канала. Однако последняя демонстрация «Штрафбата» на канале «Россия-1» (24-27/06 с.г.) огорчила меня — была осуществлена ничем не оправданная цензура.
В ходе показа были вырезаны отдельные слова и фразы: бл*… сука… сучара… Вырезались они грубо, «по живому», даже из песни штрафников-уголовников в финале первой серии. Казалось бы, из песни выкинуть слово невозможно — но это было сделано! А после этой блатной песни контрпунктом звучит великая песня всего штрафбата «Вставай, страна огромная…». Известно, что на войне речь нередко перемежалась ненормативной лексикой, но в фильме такие слова звучат изредка и не являются самыми «крепкими», особенно из уст уголовников…
Цензура коснулась не только фонограммы, но и изображения: в пятой серии вылетел кадр с штрафником и женщиной в кровати. В седьмой серии так сильно сокращена сцена изнасилования штрафником русской девушки, что насилие как будто и не произошло — помешали… Но именно из этих событий выстраивается сюжетная драматургия всего дальнейшего повествования, которое теперь выглядит неубедительно.
Перечислить все случаи неуважения к авторам фильма невозможно. При следующем показе вырежут курение и выпивку!? Понимаю, что это не было сделано Вашими руками. Вероятно, Вы и не давали прямых указаний… Но, к сожалению, радость от того, что россияне вновь увидели «Штрафбат», была омрачена горечью и стыдом за такую грубую, мелочную и ханжескую цензуру на Вашем канале.
Искренне,
Кинорежиссёр Н. Досталь
Народный артист России