Два Иван-Иваныча: Засурский да Демидов

Не понимаю, почему вызвала такую бурю обсуждений публикация фотографии с Иваном Засурским и текстом Дмитрия Быкова в «Новой газете». Блогеры трактуют это однозначно: Засурский якобы угодничает кремлевскому чиновнику Ивану Демидову. Однако, почему именно так? Засурский – прежде всего журналист, и я помню его как грамотного ведущего «Пресс-клуба XXI». А его визави – это, в моей системе координат, ТВ-гуру, патриарх отечественной тележурналистики, человек, который достиг успеха с нуля, начиная с роли осветителя.

При чем здесь Кремль? Вспоминаю, как писал об Иване еще в 1989 году, когда он был режиссером антикремлевского «Взгляда». В 1990 году он вместе с Андреем Разбашем и Сашей Горожанкиным создал телекомпанию ВИD, а в 1991 мы работали над фильмом «Мисс Пресса СССР». В 1992 году он запускал новые проекты, а в 1993 я поздравил его с 30-летием целой газетной полосой. Затем о Демидове стало известно всем: под патронажем Эдуарда Сагалаева и Александра Пономарева он создал незабвенный канал ТВ-6 и стал одним из главных ньюсмейкеров страны.

Однако это не значит, что я о нем забыл. Недавно встретился в «Останкино» со Светланой Михайловой, профессионалом, известной бульварной прессе как вдова Сергея Бодрова. Я помню её еще юной, начинающей карьеру в могущественном ВИDе. Мы обсудили прошлое, и Света отметила, как каждый день благодарит судьбу за встречу с Демидовым. Он был не только мега-новатором, создавшим новые форматы (в книге «Битлы перестройки» есть целая глава о том, как в русском языке появилось «ток-шоу»), но и вождем, учителем и товарищем.

Интересно, что я даже не уверен, знает ли Светлана, какую должность сейчас занимает Иван в Администрации Президента. Это не беспокоит ни её, ни меня. Я готов предположить, что во время встречи с тезкой Засурский просто выразил восхищение профессионала-журналиста, а не раболепное подчинение. Ивану Засурскому было всего 16, когда Демидов запустил свой «МузОБОЗ» под Bip-Bop Пола Маккартни. Это новаторское шоу, с его запоминающимися фразами и стильными черными очками, произвело настоящую революцию в СССР.

Я помню, с каким восторгом ровесники и ровесницы Засурского смотрели на Демидова. Почему же спустя 20 лет профессиональный журналист не может преклонить голову перед тем, кто был «однозначным Полом Маккартни» в своей сфере? По моему мнению, это вполне допустимо. Нужно быть добрее и не судить о поступках других исключительно по собственным стандартам.

Оцените статью
Ритм Москвы