История, как известно, повторяется дважды, и сейчас мы наблюдаем это в виде интернет-фарса. Ровно сорок лет назад были обнародованы так называемые «Бумаги Пентагона» (Pentagon Papers) – документы с грифом ДСП, аналогичным тем, что представлены «Викиликсом». В то время речь шла о «всего» 7000 страницах, раскрытых аналитиком Госдепа США Дэниелом Эллсбергом. Поддавшись духу пацифизма, он сначала попытался передать засекреченные документы двум знакомым сенаторам, но потерпел неудачу. В результате утечка произошла в газету The New York Times, что и было выбрано Джулианом Ассанжем в качестве сливного терминала проекта WikiLeaks, с подачи сотрудника газеты Нейла Шихана, злоупотребившего доверием информатора. Администрация президента Никсона пыталась надавить на журналистов, но Верховный суд постановил, что СМИ имеют право на публикацию: военных тайн там не было, только политические интриги. Тем не менее, советник президента Генри Киссенджер назвал Эллсберга «самым опасным человеком Америки, которого нужно остановить любой ценой». «Предателя» обвинили в шпионаже, и ему грозил 115-летний тюремный срок за распространение «бумаг». Ничего не напоминает?
Тогда все разборки уложились в пару лет. С проектом Ассанжа история затянулась. Сайт был запущен почти пять лет назад и изначально задумывался как протестный ресурс, созданный выходцами из ряда восточных стран и бывшего СССР. Все условно антиамериканские инициативы правдоборцев имеют, как и любая медаль, оборотную сторону. Утечка касалась бывшего главы пакистанской разведки Хамида Гула, которого ассанжовские соратники связывали с Усамой Бен Ладеном. Однако эксперты, не доверяющие Ассанжу, акцентируют внимание на том, что компромат на пакистанца появился вскоре после того, как он рассказал журналистам о том, что ЦРУ экспортирует героин из Афганистана через Киргизию на боевых самолетах.
Еще одним странным моментом является отсутствие информации о самом Ассанже от профессиональных журналистов. Все, что известно о Джулиане, исходит исключительно из его собственных слов, опубликованных летом в журнале The New Yorker. «Сын бродячих артистов»? И что, ни одного школьного товарища или друга? Беседуя с коллегами из этого издания, я не услышал внятных объяснений. Похоже, они попали под обаяние объекта и не стали заморачиваться проверкой фактов. В отличие от их работы, когда они исследовали медиа-проект Михаила Прохорова, прозванивая в Москву, чтобы выяснить, кто это придумал о сомнительных «думающих по-русски». Смеялись, что наши Global Russians не только говорят и думают по-русски, но и дерутся за халявную икру.
Но вернёмся к «Викиликс». По договоренности с Хилари Клинтон имена конкретных лиц в обнародованных депешах должны были быть завуалированы. Однако на самом деле утечка в утечке произошла: в текстах самих посланий фамилии заменены на ххххх, но в заголовках воспроизведены с протокольной четкостью. Уверен, что злого умысла здесь нет. Возможно, это результат слишком большого объёма работы с документами или недостатка ресурсов. Существует английская пословица, которую в своё время блестяще обыграла рок-дива Сюзи Куатро: не откусывай больше, чем можешь проглотить. И, кстати, накануне задержания российское посольство выдало Ассанжу визу по предложению Общественной палаты РФ. Приятного аппетита.