Итоги первого полугодия на российском авторынке оптимисты характеризуют как стабилизацию или замедление падения. Аргумент кажется убедительным: падение составляет всего минус 36 процентов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Однако есть несколько нюансов, которые заставляют пересмотреть эту оценку.
Первый нюанс заключается в том, что официальная статистика не всегда адекватно отражает реальное положение вещей. В частности, она не учитывает так называемые «желтые» машины — выкупленные дилерами у производителя, но не проданные конечным покупателям. В настоящее время таких незадействованных автомобилей на рынке — десятки тысяч. Рано или поздно их придется «жестко сливать в рынок», то есть продавать по ценам, которые потребитель готов быстро переварить. Это подразумевает, что цены окажутся существенно ниже рекомендованных производителем.
Второй нюанс касается динамики продаж по различным маркам. Если в апреле или мае в Топ-20 по объемам продаж были компании с положительными результатами, то в июне таковых практически не осталось. Символический плюс показал лишь один премиальный японский бренд, и то из всего рынка.
Третий фактор, на который в России пока не обращают внимания, — замедление темпов продаж автомобилей в Китае. Это, кстати, игнорировать нельзя. Текущие финансовые проблемы на российском авторынке многие глобальные корпорации решают за счет сверхприбылей в КНР. Теперь этот источник может резко иссякнуть. В Европе лишних денег нет, в Америке — тоже.
Как следствие, некоторые автопроизводители, лишившись китайских подачек, фактически прекратят свою деятельность в России. Для этого вовсе не нужно устраивать громкие шоу, достаточно продолжать формально вести бизнес. Остальные игроки будут стремиться захватить их долю рынка и не побрезгуют откровенным демпингом.
Прибавьте к этому необходимость избавления от «желтых» запасов, и мы получаем неизбежную ценовую войну. Эта мясорубка будет привлекательна для покупателей, хотя их становится всё меньше. Однако она способна превратить в кровавый фарш не один десяток дилеров.
Когда начнется эта война? Возможно, через пару недель, а может, через месяц. Однако, как показал опыт предыдущих баталий, поддержку продажам разборка игроков авторынка не окажет. Рынок сделал передышку и готов к дальнейшему падению.
www.klaxon.ru