Заброшенные здания — штаб КЗаКВо в Тбилиси

Штаб КЗакВО (Краснознамённый Закавказский Военный Округ) занимал значительный участок на Ваке-Сабурталинской дороге. Слева располагалось девятиэтажное здание, прижатое к скале, за которой находилось Сабурталинское кладбище. У дверей штаба в любое время года прохаживался дневальный. В 70-е годы перед центральным входом на базальтовом постаменте стояли два танка. Слева от штаба, у самой скалы, отделённый от городского мира металлической оградой и колючей проволокой, виднелся часовой, штык-нож примкнутый к автомату, торчал на фоне проволоки.

Зимой часовой чаще двигался, летом непоколебимо стоял в тени под соснами, растущими на этой каменистой местности. Сейчас здание штаба заброшено и пустует с 2010 года, когда отсюда выселили самовольно занявших его беженцев из Абхазии. Заброшенные здания всегда вызывают интерес. В них нет ничего, что указывало бы на измерение времени — на бег условных отрезков, придуманных людьми: секунд, минут, часов, дней. Жизнь для здания остановилась, когда оно опустело, и точка.

Я вышел к бывшему зданию КЗаКВо со стороны старого ипподрома. Пересёк ипподром, взобрался по крутому косогору на поросшую соснами гору (метрах в 5 от меня взлетела потревоженная огромная сова) и сделал первую фотографию. Здание штаба на переднем плане, в полукилометре под отрогом, на хребте которого я нахожусь. Закавказский военный округ (КзаКво) был образован 17 мая 1935 года. Штаб округа находился в Тбилиси с того времени. В 1970-1972 годах служил в штабе КзаКВо молодой лейтенант Владимир Жириновский в политуправлении штаба.

В результате распада СССР и обострения внутриполитической обстановки в Закавказье в 1989—1992 годах был сокращён боевой и численный состав округа. В январе 1993 года округ преобразован в Группу российских войск в Закавказье (ГРВЗ). После вывода российских войск из Грузии в здании бывшего штаба КзаКВо находилось Министерство обороны Грузии. Затем МО перевели в другое место, а в опустевшее здание заселились беженцы из Абхазии — около 700 семей. В 2010 году беженцев выселили, с тех пор здание пустует.

Спускаюсь с горы, приходится бежать — уклон крутой. Затем пересекаю дорогу и оказываюсь перед воротами в металлической ограде. Ворота приоткрыты. Именно здесь у скалы маячил часовой. Теперь его нет, а колючая проволока осталась ржаветь. Обхожу здание, примериваясь к тому, как попасть внутрь этой пирамиды, от которой веет сыростью и пустотой. Это внутренний двор. А это центральный вход. У двух постаментов, что вдалеке, когда-то стояли два списанных символических танка. Вход не хуже остальных, решаю войти здесь.

На земле лежит коробка от телефона, какие стояли в частях на «тумбочках» дневальных. На балконе второго этажа нахожу бюст Ленина. Кроме коробки от армейского телефона и надписей «Под напряжением», «Не курить» и «ПК» нет ничего, что напоминало бы о военных обитателях этого здания. Напоминаний о беженцах куда больше, чем о российских военных. Время остановилось на 2010. Каково им было обнаружить в этом временном пристанище бюллетени.

На одном из верхних этажей нахожу учебник на русском языке, наверняка, остатки штабного имущества. Альбом для рисования с пометками на грузинском языке лежит рядом с бланками Сухумского военного санатория. Беженцы были как раз из Абхазии. 9-й этаж. Выше чердак. Выход на чердак. Здесь я обнаруживаю тайную солдатскую курилку, такие места есть в каждой части. Значит, в штабе КЗаКВо солдаты прятались покурить и «покемарить» на чердаке.

Судя по тому, что я видел, восстановить здание, вероятно, не удастся. Проще снести его и построить новое. Место хорошее, с отличным панорамным видом, и, вероятно, здесь со временем появится элитное жильё, гостиница или какое-нибудь ведомство. А фотографии останутся для истории.

Ирина Попова

Исследователь народных традиций и автор ежедневных публикаций о приметах, обычаях и народной мудрости. Помогает сохранять связь с корнями и понимать язык природы. Также публикует свежие новости о текущих трендах и ситуации в стране.

Оцените автора
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы