Эксперименты по созданию цветной фотографии начались практически с момента появления самого фотопроцесса. Однако широкое применение цвета началось лишь в 1860-х годах.
Альбуминовая печать
Эта техника была изобретена Л. Бланкаром-Эврар в 1850 году. Её преимущество заключалось в способности отображать мелкие детали и осуществлять многократную печать с одного негатива. Альбуминовую печать можно узнать по гладкой, полуматовой или слегка глянцевой поверхности снимка с приятным тёплым оттенком. Метод допускает ручную раскраску акварелью и анилиновыми красками. Такие отпечатки обычно монтируются на паспарту или помещаются в альбом.
Александр Эйхенвальд. Портрет Софьи Алексеевны Бобринской. 1867−1871. Альбуминовый отпечаток, акварель. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Метод основан на использовании альбумина, получаемого из яичного белка. Бумагу покрывали эмульсией яичного белка и поваренной соли, затем помещали в раствор нитрата серебра, что делало её светочувствительной. Полученный материал просушивали в темноте и затем совмещали с негативом, чаще всего изготовленным из стекла. В процессе проявления изображение фиксировалось в специальной ванне с тиосульфатом натрия, что предотвращало дальнейшее потемнение. После этого снимок тонировался.
Бромойль
Техника бромойля была изобретена в 1904 году Дж. Э. Роулинзом. Эта технология известна своим мягким матовым изображением, напоминающим живопись. Способ широко применялся в первой половине 20-го века фотографами-пикториалистами. Он не требовал негатива того же формата, что и будущий отпечаток, что позволяло делать как окончательные, так и промежуточные отпечатки.
Василий Улитин. Балет «Пламя Парижа». 1932. Бромойль. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
Бромойль или бромомасляный процесс — позитивная печать, основанная на дублении желатина. Сначала получали черно-белый отпечаток на бромосеребряной бумаге, а затем обрабатывали в дубящем желатине. Процесс дубления происходил в темных местах получения отпечатка, что позволяло окрашивать снимок масляными красками, обеспечивая контролируемые локальные тона.
Метод трёхцветной фотографии
Этот метод относится к раннему цветному процессу в фотографии. Он был разработан Джеймсом Максвеллом в 1861 году и затем развивался Германом Вильгельмом Фогелем и Адольфом Мите. Метод требовал дополнительного оборудования: камеры с тремя объективами и фотофильтров, а также оборудования для совмещения снимков.
Сергей Прокудин-Горский. Портрет Льва Толстого. 23 мая 1908. Фототипия. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
В 1861 году Дж. Максвелл использовал три фотокамеры, каждая из которых была оснащена разными цветными светофильтрами. Для получения цветного снимка необходима была проекция изображения. Ключевую роль здесь сыграли сенсибилизаторы, разработанные фотохимиками в последующие годы.
В 1873 году Герман Вильгельм Фогель предложил состав, чувствительный к зелёному спектру, а в 1902 году Адольф Мите вывел другие сенсибилизаторы, делая фотопластины чуточку более чувствительными. В 1905 году Прокудин-Горский предложил свой рецепт сенсибилизатора, чувствительного к красно-оранжевому спектру.
В результате фотограф смог получать три быстрых снимка, которые затем складывались в одно цветное изображение.
Автохром
Технология автохрома была разработана братьями Люмьер в 1903 году на основе стеклянной пластины. Их можно было просматривать только на просвет или с помощью специальных аппаратов, которые также выпускались братьями.
Пётр Веденисов. Коля Козаков и собака Джипси. Ялта 1910−1911. Автохром. Собрание Мультимедиа Арт Музея, Москва.
На стеклянную пластину наносился картофельный крахмал, окрашенный в три цвета. Затем добавляли второй слой крахмала и светочувствительную эмульсию. Каждый диапозитив на стекле существует в единственном экземпляре, и создание снимка требовало длительной выдержки, что делало процесс довольно сложным.
С 1907 года производство автохромов достигло промышленных масштабов, что свидетельствовало о широкой популярности технологии. В России популярным поклонником автохрома был дворянин П. Веденисов, который снимал моменты жизни своей семьи и близких, создавая хронику жизни дворянства перед великими потрясениями.
Продолжение — на Diletant.media
Читайте также: Как в 20-м веке менялся макияж, Новая Европа: социальные последствия промышленной революции, Как из Шерлока Холмса сделали супергероя, Братья Гримм: политика, сказки и право.