Разгром небольшого шведского отряда в устье Ижоры стал основой мифа об Александре Невском. «Придоша Свеи в силе велице и Мурмане, и Сумь и Емь в кораблих множество много зело; Свеи с князем и с пискупы своими, и сташа в Неве устье Ижеры, хотяче всприяти Ладогу, просто же реку, и Новгород, и всю область Новгородскую», — отмечает Новгородская летопись о событиях 1240 года, повлиявших на биографию юного новгородского князя Александра Ярославича.
Невская битва, после которой князь получит своё прозвище, стала лишь одной из множества стычек шведов и новгородцев на северо-западе Руси, однако прочно вошла в историческую память русских.
Швеция и Новгород: борьба за сферы влияния
Современная территория Санкт-Петербурга и Ленинградской области в далёкое Средневековье была «диким» фронтиром, за контроль над которым боролись Новгородская республика и Шведское королевство. Дремучие болотистые земли населены финскими и корельскими племенами, которые то и дело попадали в зависимость либо от скандинавов, либо от славян. Схватка за доминирование на Карельском перешейке и Ингерманландии стала лейтмотивом отношений государств на протяжении нескольких веков, и Александр Невский не был первым князем, боровшимся со шведами.
Первые конфликты можно отнести ещё ко времени правления Ярослава Мудрого. На рубеже 10−11 веков скандинавы дважды нападали на Ладогу, и лишь женитьба киевского князя на дочери шведского короля Ингигерде позволила урегулировать конфликт. Именно по её имени территория устья Невы стала называться Ингерманландией.
Новый виток противостояния относится ко времени правления в Новгороде сыновей и внуков Ярослава Мудрого и связан с Первым шведским крестовым походом, призванным донести до финских племён преимущества перехода в веру Христову. В середине 12 века шведы, вместе с католическими миссионерами, проникли на территорию Финляндии и закрепились на западе, приближаясь к границам Новгорода. Первое столкновение славян и скандинавов произошло в 1142 году, когда шведский флот атаковал новгородские торговые корабли.
Дипломатические перипетии
Дипломатические перипетии этого противостояния сложно восстановить — летописи лишь сообщают о периодических походах противников на земли друг друга. В 1164 году славяне разбили крупный шведский отряд на берегу реки Воронежки, недалеко от Ладожской крепости. В 1187 году новгородцы вместе с корельскими племенами совершили набег на древнюю столицу Швеции Сигтуну и подвергли её разграблению. Стычки происходили и на море, что сильно мешало торговле как Новгорода, так и Швеции, и к концу 12 века стороны смогли достичь консенсуса в торговых отношениях, оговорив права купцов.
Битва на Ижоре — первый ратный подвиг князя Александра
В последующие несколько десятилетий шведы не предпринимали попыток вторжения в Финляндию, чтобы избежать осложнений в отношениях с Новгородом. Внутреннее положение в королевстве было тяжёлым: христианизация привела к расколу в обществе, а на трон одновременно претендовали несколько аристократических родов. Шведская смута завершилась к середине 13 века, а новый «крестовый поход» на Финляндию был объявлен в 1237 году, усилив натиск на Прибалтику.
Русь, серьёзно пострадавшая в ходе монгольского нашествия, мало что могла противопоставить угрозе с запада. В этих условиях, ранним утром одного июльского дня 1240 года, дозорный Пелгусий, исполняющий функции старейшины Ижорской земли, обнаружил крупный шведский отряд в месте впадения реки Ижоры в Неву. Эта новость быстро дошла до Новгорода, где князь Александр Ярославич, которому было 19 лет, собрал ополчение и выдвинулся навстречу неприятелю.
Отряд Александра прибыл на место событий 15 июля. По всей видимости, шведы не знали о прибытии новгородского войска, и нападение стало для них неожиданным. Прижатые к кораблям, скандинавы сражались весь день, а на следующий были вынуждены уйти на кораблях на другой берег реки, признав своё поражение. Согласно сообщениям источников, Александр в ходе сечи ранил предводителя шведов Биргера Магнуссона, который через 10 лет станет фактическим правителем королевства.