Diletant.media: Семибоярщина: семь временщиков в одном Кремле

Когда в результате восстания москвичей Россия лишилась царя, бояре попытались править страной коллегиально. Однако это не привело ни к чему хорошему. 1600-е годы стали тяжелым испытанием для России. Смута находилась в самом разгаре. Лжедмитрий II обосновался в Тушино, неподалеку от Москвы, в то время как войска Речи Посполитой готовились к нападению на соседнее государство. Восстание под руководством Болотникова охватило весь юг страны, а вскоре по тем же местам прокатились орды ногайцев.

Избранный в 1606 году царь Василий Шуйский испытывал серьезную неуверенность. В народе он не пользовался популярностью, а бояре, считавшие себя равными ему по родовитости, активно интриговали, стремясь свергнуть его с престола. Знатные московские семьи вместо борьбы с внешними угрозами сосредоточились на том, чтобы протолкнуть своего кандидата на царский трон. Боярская дума раскололась на четыре лагеря.

Лидером первого стал царь Василий Шуйский, пытавшийся укрепить свою власть, основываясь на поддержке воеводы Михаила Скопина-Шуйского, своего племянника, который успел зарекомендовать себя победами как над Болотниковым, так и над войсками тушинского самозванца.

Род князей Голицыных пытался установить на московском троне Василия Голицына, в то время как бояре Романовы активно продвигали своего кандидата – Михаила Романова. Дмитрий Трубецкой действовал в интересах Лжедмитрия II, стараясь собрать сторонников тушинского самозванца в Москве.

Глава думы, князь Фёдор Иванович Мстиславский, пытался лавировать между этими группировками, не сдаваясь ни одной из них. Расстановка сил резко изменилась в мае 1610 года, когда Скопина-Шуйского пригласили на пир по случаю крестин сына князя Воротынского. Воеводу упросили стать крёстным отцом ребёнка и усадили на почётное место за столом.

Однако, после первой же чаши вина Михаилу Васильевичу стало плохо, и с носа пошла кровь. Слуги отвели его домой. Через две недели популярный воевода скончался, что вызвало волну слухов о том, что царь мог приказать его убить из-за его популярности. Эта версия казалась москвичам логичной, и толпа бросилась громить дома Шуйских. Лишь вмешательство царских войск предотвратило погром, но тем не менее рейтинг Шуйского значительно упал.

Новым главным воеводой стал брат Василия Шуйского – Дмитрий, который оказался не самым выдающимся командиром. С 15-тысячным войском он потерпел сокрушительное поражение от 7-тысячной польской армии в битве при Клушине 24 июня. Более половины его солдат, недовольных царём и командиром, перешли на сторону польского гетмана Жолкевского.

В июле известия о разгроме дошли до Москвы, что переполнило чашу терпения жителей столицы. 17 июля под окнами царского терема собрался массовый несанкционированный митинг с лозунгом «Ты нам не царь». Воевода Захарий Ляпунов присоединился к недовольным москвичам, и собравшиеся провозгласили себя Земским собором, низложив Шуйского. Казнить его не стали, а насильно постригли в монахи.

Читайте также: Боярство: блеск и нищета древней русской знати. Что, если бы Михаил Скопин-Шуйский выжил?

Оцените статью
( Пока оценок нет )
Ритм Москвы