Обручальные кольца, золотые зубы, вырванные у погибших в концлагерях евреев, добыча из оккупированных Германией стран и фашистские активы — все эти богатства хранились в швейцарских банках после Второй мировой войны. Никто не требовал свое имущество назад: многие евреи погибли, а бывшие фашисты боялись заявить о своих правах на деньги, полученные таким путем.
Швейцария во время Второй мировой войны занимала позицию вооруженного нейтралитета. Однако на самом деле ей приходилось лавировать между интересами фашистов и союзников, которые могли в любой момент начать бомбардировки мирной страны. Швейцарцы старались угодить всем, но, как известно, историю пишут победители. После окончания войны союзники начали критиковать действия Швейцарии, обвиняя её в транзите не только военных грузов из Италии и Германии, но и поездов с военнопленными. Швейцарские компании также участвовали в фашистских предприятиях, используя труд пленных. Преследование на почве национальности не стало основанием для получения политического убежища в стране.
Главные претензии к Швейцарии касались финансов. Союзники утверждали, что страна активно продавала Германии золото в обмен на рейхсмарки на сумму более 60 миллионов долларов. Швейцария также поставляла Германии машины и оружие, а также франки — единственную конвертируемую валюту в Европе, доступную Гитлеру. Швейцарии упрекали и в отмывании денег; фашисты свозили в её банки целые состояния, награбленные в оккупированных странах. По разным оценкам, сумма фашистских активов могла достигать 4 миллиардов долларов.
Наибольшие проблемы Швейцарии вызвало так называемое «еврейское золото». Союзники относили к нему всё, что когда-либо принадлежало еврейскому населению, независимо от способа приобретения. Исследователи предполагают, что в швейцарских банках по-прежнему могут храниться миллионы, принадлежащие погибшим во времена холокоста. Швейцария не собиралась возвращать эти средства, да и разглашать информацию об активах не желала — банковская тайна была превыше всего.
Среди «еврейского золота» находились не только деньги и драгоценности, отобранные у арестованных еврейских семей, но и обручальные кольца, и вырванные золотые зубы. Некоторые исследователи утверждали, что золотой франк был частично выплавлен из «зубного золота».
Эти деньги и золото могли бы продолжать храниться в Швейцарии, так как многие вкладчики уже не были живы, а другие, возможно, стеснялись бы требовать возврат. Но союзники вмешались. После окончания войны они решили конфисковать всю немецкую собственность, находящуюся за пределами Германии. Швейцария сначала отказывалась, но под давлением мирового бойкота согласилась. В итоге ей пришлось выплатить 250 миллионов швейцарских франков, которые пошли «на восстановление Европы», а также ликвидировать средства немецких граждан, доход от которых поделили между союзниками и Швейцарией.
Вопрос с жертвами Холокоста обсуждался отдельно. Всемирный еврейский конгресс потребовал от швейцарских банков вернуть все деньги, вложенные еврейским населением, а также награбленные у них богатства. Сначала Швейцария отрицала существование таких счетов, затем заявила о наличии, но значительно преуменьшила суммы. Только после расследования комиссии, созданной по инициативе президента США Клинтона, выяснилось, какие богатства на самом деле хранятся в сейфах.
Напуганная критикой со всего мира, Швейцария решила открыть Гуманитарный фонд на 7 миллиардов швейцарских франков для помощи нуждающимся. Создание фонда планировалось только после утверждения на референдуме, а также обещали открыть фонд помощи жертвам Холокоста. Однако не все были уверены в искренности этих намерений. Председатель Еврейского совета Бург выразил скептицизм: «Фонд, созданный швейцарским правительством… просто фальшивка. Когда наконец будут предприняты какие-то реальные действия для помощи пережившим Катастрофу, мало кто из них успеет ею воспользоваться».